Близкие межличностные отношения с родителями и сверстникам и в подростковом возрасте как фактор обращения к моральному самооправданию
Молчанов С.В. кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии, ФГБОУ ВПО МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, s-molch2001@mail.ru Алмазова О.В. кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, almaz.arg@gmail.com
Целью исследования стало изучение связи особенностей близких межличностных отношений подростков в семье и со сверстниками и предпочитаемых механизмов морального самооправдания. Выборку составили 411 подростков в возрасте от 15 до 17 лет (Me=15,7; SD=0,7), срединих 278 (67,6%) юношей и 133 (32,4%) девушки. Использовались методика отчуждения моральной ответственности С. Мур, модифицированный опросник М.В. Яремчук для определения типа привязанности к матери, опросник «Привязанность к родителям и сверстникам» (раздел отношений со сверстниками) Г. Армсден, М. Гринберг. Результаты позволили выделить предпочитаемые формы морального самооправдания. Выделены стратегии моральной свободы: активное использование, пассивное использование и искажение образа жертвы. Выявленные стратегии моральной свободы связаны с типом привязанности подростков к матери и характером межличностных отношений со сверстниками. Подростки с надежным типом привязанности к матери, а также подростки, отношения которых со сверстниками характеризовались выраженной привязанностью, доверием, успешностью коммуникации, обнаруживали меньшую активность в использовании механизмов морального самооправдания. Отвержение, низкий уровень доверия и успешности в коммуникации со сверстниками связаны со стратегией активного использования морального самооправдания.
Ключевые слова: механизмы морального самооправдания, межличностные отношения, привязанность, подростковый возраст
Исследование условий и факторов, определяющих обращение под
ростков к моральному самооправданию, приобретает особую актуальность в эпоху
транзитивного общества, высокой социальной неопределенности и рисков
ценностного разлома. В подростковом возрасте близкие межличностные отношения
приобретают особое значение и реализуются в различных социальных контекстах:
взаимодействии с миром взрослых, включающем близких взрослых (обычно родители и
родственники) и социально значимых взрослых (учителя, тренеры), и миром
сверстников, в котором можно выделить сферы близких межличностных от ношений:
любовь и дружбу.
”
Финансирование
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) № 19-013-0823А «Личностные и когнитивные факторы использования подростками механизмов морального самооправдания девиантного поведения (буллинга и кибербуллинга) в условиях информационной социализации».
Библиографическая ссылка на публикацию
Литература
Бауман З., Донских Л. Моральная слепота. СПб.:
изд-во Ивана Лимбаха, 2019. 386 с.
Бурменская Г.В., Алмазова О.В. Взаимоотношения
братьев и сестер и их связь с привязанностью к матери // Вопросы психологии.
2015. № 4. С. 15–25.
Давыдов В.В. Теория развивающего об учения. М.:
ИНТОР, 1996. 544 с.
Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект
лекций. М. : Айрис-Пресс, 2005. 240 с.
Ледовая Я.А., Тихонов Р.В., Боголюбова О.Н., Казенная
Е.В., Сорокина Ю.Л. Отчуждение мораль ной ответственности: пс ихологический
конструкт и методы его измерения // Вестник СПбГУ. Серия 16. Психология.
Педагогика. 2016. Вып. 4. С. 23–39. DOI:10.21638/11701/spbu16.2016.402
Молчанов С.В. Психология подросткового и юношеского
возрастов. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт , 2016. 351
с.
Молчанов С.В., Поскребышева Н.Н., Запуниди А.А.,
Маркина О.С. Развитие личностной автономии как условие формирования
ориентации подростка в моральной сфере // Культурно-историческая психология.
2015. Том 11. № 4. С. 22–29. DOI:10.17759/chp.2015110402
Поливанова К.Н. Психологический анализ возрастной
периодизации // Культурно-историческая психология. 2006. Том 2. № 1. С.
26–31.
Поскребышева Н.Н., Карабанова О.А. Развитие
личностной автономии подростков в отношениях с родителями // Вестник
Московского униве рситета. Серия 14: Психология. 2011. № 2. С. 36–47.
Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития
личности на прим ере подросткового возраста // Хрестоматия по возрастной
психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М. : Институт практической психологии,
1996. 304 с.
Цукерман Г.А. Социально-психологическое
экспериментирование как форма ведущей деятельности подросткового возраста //
Вестник МАРО. 2000. № 7. С. 34–43.
Эриксон Э. Детство и общество. М.: Летний сад,
Речь, 2000. 416 с.
Armsden G.C., Greenberg M.T. The Inventory of
Parent and Peer Attachment: Relationships to well-being in adolescence //
Journal of Youth and Adolescence. 1987. № 16 (5). P. 427–454.
DOI:10.1007/BF02202939
Bandura A. Social foundations of thought and
action: A social cognitive theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1986.
640 p.
Bandura A., Barbaranelli C., Caprara G.V., Pastorelli
C. Multifaceted Impact of Self-Efficacy Beliefs on Academic Functioning //
Child Development. 1996. № 67 (3). P. 1206–1222.
Bandura A. Moral Disengagement: How People Do Harm
and Live with Themselves. New York, NY: Worth, 2015. 544 p.
Berlin L.J., Cassidy J. Relations among
relationships: Contributions from attachment theory and research // Handbook of
attachment: Theory, research, and clinical applications / In J. Cassidy, P.R.
Shaver (Eds.). The Guilford Press, 1999. P. 688–712.
Carlo G., Randall B.A. The development of a measure
of prosocial behaviours for late adolescents // Journal of Youth and
Adolescence. 2002. № 31. Р. 31–44. DOI:10.1023/A:1014033032440
Caroli M.E., Sagone E. Mechanisms of moral
disengagement: an analysis from early adolescence to youth // Procedia Soc ia l
and Behaviora l Sc iences. 2013. № 140. Р. 312–317.
DOI:10.1016/j.sbspro.2014.04.426
Collins W.A., Steinberg L. Adolescent Development
in Interpersonal Context // Handbook of child psychology: Social, emotional,
and personality development / In N. Eisenberg, W. Damon, R.M. Lerner (Eds.).
John Wiley & Sons Inc , 2006. P. 1003–1067.
Main M., Kaplan N., Cassidy J. Security in infancy,
childhood, and adulthood: A move to the level of representation // Monographs
of the Society for Research in Child Development. 1985. № 50 (1-2). Р.
66–104.
Turiel E. The development of morality // Handbook
of child psychology: Social, emotional, and personality development / In N.
Eisenberg, W. Damon, R.M. Lerner (Eds.). Hoboken, NJ: Wiley, 2006. P. 789–857.
DOI:10.1002/9780470147658.chpsy0313