Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психолого-педагогические исследования
2020. Том 12. № 3. С. 124–136.
doi:10.17759/psyedu.2020120308
ISSN: 2587-6139 (online)

Близкие межличностные отношения с родителями и сверстникам и в подростковом возрасте как фактор обращения к моральному самооправданию

Молчанов С.В. кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии, ФГБОУ ВПО МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, s-molch2001@mail.ru
Алмазова О.В. кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, almaz.arg@gmail.com
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Целью исследования стало изучение связи особенностей близких межличностных отношений подростков в семье и со сверстниками и предпочитаемых механизмов морального самооправдания. Выборку составили 411 подростков в возрасте от 15 до 17 лет (Me=15,7; SD=0,7), срединих 278 (67,6%) юношей и 133 (32,4%) девушки. Использовались методика отчуждения моральной ответственности С. Мур, модифицированный опросник М.В. Яремчук для определения типа привязанности к матери, опросник «Привязанность к родителям и сверстникам» (раздел отношений со сверстниками) Г. Армсден, М. Гринберг. Результаты позволили выделить предпочитаемые формы морального самооправдания. Выделены стратегии моральной свободы: активное использование, пассивное использование и искажение образа жертвы. Выявленные стратегии моральной свободы связаны с типом привязанности подростков к матери и характером межличностных отношений со сверстниками. Подростки с надежным типом привязанности к матери, а также подростки, отношения которых со сверстниками характеризовались выраженной привязанностью, доверием, успешностью коммуникации, обнаруживали меньшую активность в использовании механизмов морального самооправдания. Отвержение, низкий уровень доверия и успешности в коммуникации со сверстниками связаны со стратегией активного использования морального самооправдания.

Ключевые слова: механизмы морального самооправдания, межличностные отношения, привязанность, подростковый возраст

Рубрика: Психология развития

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2020120308

фрагмент статьи

Исследование условий и факторов, определяющих обращение под ростков к моральному самооправданию, приобретает особую актуальность в эпоху транзитивного общества, высокой социальной неопределенности и рисков ценностного разлома. В подростковом возрасте близкие межличностные отношения приобретают особое значение и реализуются в различных социальных контекстах: взаимодействии с миром взрослых, включающем близких взрослых (обычно родители и родственники) и социально значимых взрослых (учителя, тренеры), и миром сверстников, в котором можно выделить сферы близких межличностных от ношений: любовь и дружбу.


Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) № 19-013-0823А «Личностные и когнитивные факторы использования подростками механизмов морального самооправдания девиантного поведения (буллинга и кибербуллинга) в условиях информационной социализации».

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Бауман З., Донских Л. Моральная слепота. СПб.: изд-во Ивана Лимбаха, 2019. 386 с.
  2. Бурменская Г.В., Алмазова О.В. Взаимоотношения братьев и сестер и их связь с привязанностью к матери // Вопросы психологии. 2015. № 4. С. 15–25.
  3. Давыдов В.В. Теория развивающего об учения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  4. Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. М. : Айрис-Пресс, 2005. 240 с.
  5. Ледовая Я.А., Тихонов Р.В., Боголюбова О.Н., Казенная Е.В., Сорокина Ю.Л. Отчуждение мораль ной ответственности: пс ихологический конструкт и методы его измерения // Вестник СПбГУ. Серия 16. Психология. Педагогика. 2016. Вып. 4. С. 23–39. DOI:10.21638/11701/spbu16.2016.402
  6. Молчанов С.В. Психология подросткового и юношеского возрастов. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт , 2016. 351 с.
  7. Молчанов С.В., Поскребышева Н.Н., Запуниди А.А., Маркина О.С. Развитие личностной автономии как условие формирования ориентации подростка в моральной сфере // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 4. С. 22–29. DOI:10.17759/chp.2015110402
  8. Поливанова К.Н. Психологический анализ возрастной периодизации // Культурно-историческая психология. 2006. Том 2. № 1. С. 26–31.
  9. Поскребышева Н.Н., Карабанова О.А. Развитие личностной автономии подростков в отношениях с родителями // Вестник Московского униве рситета. Серия 14: Психология. 2011. № 2. С. 36–47.
  10. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на прим ере подросткового возраста // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М. : Институт практической психологии, 1996. 304 с.
  11. Цукерман Г.А. Социально-психологическое экспериментирование как форма ведущей деятельности подросткового возраста // Вестник МАРО. 2000. № 7. С. 34–43.
  12. Эриксон Э. Детство и общество. М.: Летний сад, Речь, 2000. 416 с.
  13. Armsden G.C., Greenberg M.T. The Inventory of Parent and Peer Attachment: Relationships to well-being in adolescence // Journal of Youth and Adolescence. 1987. № 16 (5). P. 427–454. DOI:10.1007/BF02202939
  14. Bandura A. Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1986. 640 p.
  15. Bandura A., Barbaranelli C., Caprara G.V., Pastorelli C. Multifaceted Impact of Self-Efficacy Beliefs on Academic Functioning // Child Development. 1996. № 67 (3). P. 1206–1222.
  16. Bandura A. Moral Disengagement: How People Do Harm and Live with Themselves. New York, NY: Worth, 2015. 544 p.
  17. Berlin L.J., Cassidy J. Relations among relationships: Contributions from attachment theory and research // Handbook of attachment: Theory, research, and clinical applications / In J. Cassidy, P.R. Shaver (Eds.). The Guilford Press, 1999. P. 688–712.
  18. Carlo G., Randall B.A. The development of a measure of prosocial behaviours for late adolescents // Journal of Youth and Adolescence. 2002. № 31. Р. 31–44. DOI:10.1023/A:1014033032440
  19. Caroli M.E., Sagone E. Mechanisms of moral disengagement: an analysis from early adolescence to youth // Procedia Soc ia l and Behaviora l Sc iences. 2013. № 140. Р. 312–317. DOI:10.1016/j.sbspro.2014.04.426
  20. Collins W.A., Steinberg L. Adolescent Development in Interpersonal Context // Handbook of child psychology: Social, emotional, and personality development / In N. Eisenberg, W. Damon, R.M. Lerner (Eds.). John Wiley & Sons Inc , 2006. P. 1003–1067.
  21. Main M., Kaplan N., Cassidy J. Security in infancy, childhood, and adulthood: A move to the level of representation // Monographs of the Society for Research in Child Development. 1985. № 50 (1-2). Р. 66–104.
  22. Turiel E. The development of morality // Handbook of child psychology: Social, emotional, and personality development / In N. Eisenberg, W. Damon, R.M. Lerner (Eds.). Hoboken, NJ: Wiley, 2006. P. 789–857. DOI:10.1002/9780470147658.chpsy0313

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2021 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика