Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психолого-педагогические исследования
2020. Том 12. № 3. С. 61–79.
doi:10.17759/psyedu.2020120304
ISSN: 2587-6139 (online)

Миграционные установки аспирантов: к вопросу об «утечке мозгов»

Собкин В.С. доктор психологических наук, профессор, академик РАО, Руководитель Информационно-аналитического центра РАО, Информационно-аналитический центр РАО, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская Академия Образования», Москва, Россия, sobkin@mail.ru
Смыслова М.М. аналитик, Информационно-аналитический центр, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия образования», Москва, Россия, smyslovamaria@yandex.ru
Коломиец Ю.О. ведущий аналитик Информационно-аналитического центра РАО, Информационно-аналитический центр РАО, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская Академия Образования», Москва, Россия, uokolomiets@gmail.com
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье излагаются результаты анкетного опроса 803 учащихся аспирантуры тех организаций, которые занимаются подготовкой аспирантов в области наук об образовании. Рассмотрены два сюжета, касающиеся миграционных установок аспирантов: наличие желания работать за рубежом по контракту и наличие желания переехать за рубеж на постоянное место жительства. При анализе полученных материалов учитывается влияние социально-демографических и социально-стратификационных факторов. Помимо этого, проведено сопоставление установок аспирантов и научных сотрудников на временную или постоянную миграцию. Данные обработаны с помощью методов математической статистики. Результаты исследования свидетельствуют о том, что миграционные установки аспирантов определяются влиянием ряда социально-демографических (пол, возраст, наличие и состав семьи) и социально-стратификационных (материальное положение, образовательный статус родителей) факторов. Сопоставление мнений аспирантов и научных сотрудников показало, что миграционные установки как на временную миграцию, так и на эмиграцию за рубеж шире распространены среди аспирантов, чем среди научных сотрудников.

Ключевые слова: аспирантура, миграционные установки, миграционные планы, трудовая миграция, утечка умов, социально-демографические факторы, социально-стратификационные факторы

Рубрика: Психология образования

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2020120304

фрагмент статьи

Институт аспирантуры на сегодняшний день во многих странах переживает период интенсивных перемен, необходимых для успешного перехода к «экономике знаний» и адаптации к глобальному рынку интеллектуального труда. В принятой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11. 2008 № 1662-р Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года сказано, что переход экономики государства на инновационный тип развития возможен лишь при условии формирования конкурентоспособной национальной инновационной системы, создание которой требует в том числе повышения эффективности сектора генерации знаний (фундаментальной и приклад ной науки).


Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Аллахвердян А.Г., Аллахвердян В.А. Эмиграционные намерения ученых и студентов — психологов // Вопросы психологии. 2003. № 3. С. 101–109.
  2. Антощук И.А., Леденева В.Ю. Из России в Великобританию: о механизмах миграции молодых ученых в области компьютерных наук [Электронный ресурс] // Социологические исследования. 2019. № 2. С. 108–118. DOI:10.31857/S013216250004015-9.
  3. Ащеулова Н.А., Душина С.А. Мобильная наука в глобальном мире / под ред. В.М. Ломовицкой. CПб.: Нестор-История, 2014. 224 с.
  4. Барсукова М.Е. Женщины и миграция: причины, проблемы последствия [Электронный ресурс] // Женщина в российском обществе. 2012. № 2. URL: https ://e library.ru/item.asp? id=17863599 (дата обращения: 10. 09.2020).
  5. Бедный Б.И., Миронос А.А. Подготовка научных кадров в высшей школе. Состояние и тенденции развития аспирантуры. Монография. Н. Новгород : Изд-во ННГУ, 2008. 219 с.
  6. Дежина И.Г., Киселева В.В. Поощрение мобильности научных кадров как мера кадровой политики // Научные труды ИЭПП. М.: ИЭПП, 2008. С. 126–142.
  7. Долматова С.А. «Утечка умов» и «устойчивое развитие» в России в условиях глобализации // Экономическая политика. 2013. № 5. С. 187–196.
  8. Зайончковская Ж.А. Трудовая эмиграция российских ученых // Проблемы Прогнозирования. 2004. № 4. С. 98–108.
  9. Ионцев В.А., Рязанцев С.В., Ионцева С.В. Новые тенденции и формы эмиграции из России [Электронный ресурс] // Экономика региона. 2016. № 2. C. 499–509. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-tendentsii-i-formy-emigratsii-iz-rossii (дата обращения: 02.10.2020).
  10. Карпович Ю.В. Международное перемещение интеллектуальных ресурсов [Электронный ресурс] // Территория науки. 2019. № 2. С. 18–26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41801920 (дата обращения: 01. 10.2020).
  11. Китова Г.А., Кузнецова Т.Е., Кузнецов Б.В. Мобильность научных кадров в России: масштаб, структура, последствия // Проблемы прогнозирования. 1995. Вып. 4. С. 41–56.
  12. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения : 03.09.2020).
  13. Кузнецова С.А. Миграционные установки как предмет социально-психологических исследований [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2013 № 4. С. 34–45. URL: https://psyjournals.ru/social_psy/2013/n4/65403.shtml (дата обращения : 09.09.2020).
  14. Лазар М.Г. Социальная мобильность ученых и студентов, ее формы и актуальные проблемы // Ученые за писки Российского государственного гидрометеорологического университета. 2014. № 33. С. 168–176.
  15. Мкртчян Н.В., Флоринская Ю.Ф. Квалифицированная миграция в России: баланс потерь и приобретений [Электронный ресурс] // Экономическое развитие России. 2018. № 2. C. 60–63. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kvalifitsirovannaya-migratsiya-v-rossii-balanspoter-i-priobreteniy (дата обращения: 02.10. 2020).
  16. Осипов Г.В., Савинков В.И. Динамика аспирантуры и перспективы до 2030 года : Статистический и социологический анализ. М. : ЦСП, 2014. 152 с.
  17. Плутова М.И. Интеллектуальная миграция как основной фактор снижения научно-образовательного потенциала страны // Управленец. 2010. № 9-10. С. 14–19.
  18. Портрет современного российского аспиранта / Бекова С.К., Груздев И.А., Джафарова З.И., Малошонок Н.Г., Терентьев Е.А. // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М. : НИУ ВШЭ, 2017. 60 с.
  19. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития РФ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/e59d0198a6b86d35269590004bc1bb4d18c9fa29/ (дата обращения: 05. 09.2020).
  20. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории). : М. : ИСПИ, 2003. 239 с.
  21. Рязанцев С.В., Лукьянец А.С. Эмиграция молодежи из России: формы, тенденции и последствия // Вестник ТГУПБП. 2016. № 1. С. 59–72.
  22. Рязанцев С.В., Письменная Е.Е. Эмиграция ученых их России: «циркуляция» или «утечка» умов [Электронный ресурс] // Социологические исследования. 2013. № 4. С. 24–34. URL: https://www.isras.ru/socis_2013_04.html (дата обращения : 09.09.2020).
  23. Собкин В.С., Андреева А.И., Рзаева Ф.Р. Исследователь в сфере образования: эскизы к социально-психологическому портрету. М.: Издательство Московского университета, 2018. 248 с.
  24. Собкин В.С., Андреева А.И., Рзаева Ф.Р. Исследователь в сфере образования: барьеры в реализации научной деятельности // Национальный психологический журнал. 2018. № 2(30). С. 135–145. DOI:10.11621/npj.2018.0214
  25. Собкин В.С., Смыслова М.М., Коломиец Ю.О. Библиографический указатель работ, посвященных проблемам современной аспирантуры. М. : Издательство Московского университета, 2019. 56 с.
  26. Шереги Ф.Э., Стриханов М.Н. Наука в России: социологический анализ. М. : ЦСП, 2006. 456 с.
  27. Lee E.S. A Theory of Migration // Demography. 1966. No. 3. P. 47–57.
  28. Noorden R. Global mobility: Science on the move [Электронный ресурс] // Nature. 2012. Vol. 490. № 7420. P. 326–329. URL: https://www.nature.com/news/global-mobility-science-onthe-move-1.11602 (дата обращения: 09.09.2020).
  29. Novotný J., Feřtrová M., Jungwiertová L. Postgraduate migration behaviour of international university students supported from the Czech Development Cooperation scholarships [Электронный ресурс] // Popul Space Place. 2020. № 2361. URL: https://doi.org/10.1002/psp.2361 (дата обращения : 01.10.2020).
  30. Subbotin А., Samin A. Brain drain and brain gain in Russia: analyzing international mobility of researchers by discipline using Scopus bibliometric data 1996-2020 // MPIDR Working Papers. 2020. 19 р. DOI:10.4054/MPIDR-WP-2020-025.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2021 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика