Сравнительный анализ характеристик социальной ситуации развития младших школьников, обучающихся в инклюзивных классах
Юдина Т.А. научный сотрудник, Институт проблем инклюзивного образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия, ta.yudina@gmail.com
В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования, проведенного с целью сравнения характеристик социальной ситуации развития нормативно развивающихся младших школьников и младших школьников с ОВЗ при совместном обучении в условиях инклюзивного образования. Выборку исследования составили 14 учителей начальных классов и 328 учеников двух образовательных комплексов г. Москвы в возрасте от 7 до 11 лет, в т.ч. 18 детей, имеющих статус ОВЗ, подтвержденный ПМПК. Использовались следующие методы: социометрия, методика «Цветовой тест отношений», критериально-ориентированное наблюдение на уроках, интервью с педагогами, анализ индивидуальных случаев. Данные исследования свидетельствуют, что социальный статус младших школьников с ОВЗ в среднем ниже по сравнению с социальным статусом нормативно развивающихся одноклассников. Кроме того, у младших школьников с ОВЗ положительное эмоциональное самоотношение наблюдается реже, чем у их сверстников без ОВЗ. Показано, что младшие школьники чаще проявляют к одноклассникам с ОВЗ положительное эмоциональное отношение, чем социальное принятие, т.е. предпочтение в качестве партнеров для совместной деятельности.
Ключевые слова: социальная ситуация развития, младший школьный возраст, инклюзивное образование, самооценка, социальный статус, эмоциональное принятие
Согласно данным, опубликованным Росстатом, в 2019/2020
учебном году около 30% младших школьников в России получали образование в
инклюзивных классах, т.е. в условиях совместного обучения нормативно
развивающихся детей и детей, имеющих статус ОВЗ (ограниченные возможности
здоровья). При этом доля обучающихся с ОВЗ в инклюзивных классах начальной
школы составила 8%, что соответствует доле детей с ОВЗ в общей детской
популяции.
”
Библиографическая ссылка на публикацию
Литература
Алехина С.В., Вачков И.В. Методологические подходы
к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса в образовании
// Сибирский педагогический журна л. 2014. № 5. С. 97–104.
Андреева А.Д., Москвитина О.А. Психологическое
благополучие учащихся 1-5-х классов в контексте современной социальной ситуации
развития // Вопросы образования. 2019. № 3. C. 203–223.
Захарова А.В. Структурно-динамическая модель
самооценки // Вестник практической психологии образования. 2012. № 4. С.
113–120.
Зинова Т.В. Динамика развития самооценки в младшем
школь ном возрасте: д исс. ... канд. психол. наук. М., 2002. 140
с.
Карабанова О.А. Понятие «социальная ситуация
развития» в современной психологии // Методология и история психологии. 2007.
Том 2. № 4. С. 40–56.
Карабанова О.А., Малофеев Н.Н. Стратегия развития
образования детей с ОВЗ: по дороге к реализации культурно-исторического подхода
// Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 4. С. 89–99.
DOI:10.17759/chp.2019150409
Коломинский Я.Л. Социальная психология
взаимоотношений в малых группах. М. : АСТ, 2010. 446 с.
Конокотин А.В. Обзор психологических исследований
по проблеме организации социальных взаимодействий учащихся в инклюзивных
классах [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7.
№ 1. С. 45–52. DOI:10.17759/jmfp.2018070105
Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и
наука об обществе / Пер. с англ. М. : Академический Проспект, 2004. 315
с.
Практикум по возрастной пс ихологии: Учеб. Пособие / Под
ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. 688 с.
Рубцов В.В., Алехина С.В., Хаустов А.В.
Непрерывность инклюзивного образования и психолого-педагогического
сопровождения лиц с особыми образовательным и потребностями [Электронный ресурс
] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 3. C. 1–14.
DOI:10.17759/psyedu.2019110301
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки
психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. CПб.:
Речь, 2005. 384 с.
Соловьева Т.А. Системный подход к организации
процесса включения младших школьников с ограниченным и возможностями здоровья в
обще образовательную среду. М.: МПГУ, 2018. 160 с.
Чернигина А.Н., Изотова Е.Г. Динамика взаимосвязи
самооценки и социального статуса младших школьников // Сборник научных статей
Всероссийской научно-практической конференции «Опыт и перспективы реализации
федеральных государственных образовательных стандартов в современной школе» (г.
Ярославль , 20 декабря 2018 г.). Ярославль : ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2018. C.
208–212.
Юдина Т.А., Алехина С.В. Ключевая категория анализа
отношений в инклюзивных классах [Электронный ресурс] // Современная зарубежная
психология. 2018. Том 7. № 1. С. 71–77. DOI:10.17759/jmfp.2018070108
Alekhina S.V., Samsonova E.V., Yudina T.A. The
foundation of an inclusive paradigm for contemporary education // Special
Education. 2018. Vol. 1. № 38. P. 47–60. DOI:10.21277/se.v1i38.366
Garrote A., Dessemontet R.S., Opitz E.M.
Facilitating the social participation of pupils with special educational needs
in mainstream schools: A review of school-based interventions // Educational
Research Review. 2017. Vol. 20. Р. 12–23.
DOI:10.1016/j.edurev.2016.11.001
Krull J., Wilbert J., Hennemann T. Does social
exclusion by classmates lead to behavior problems and learning difficulties or
vice versa? A cross-lagged panel analysis // European Journal of Special Needs
Education. 2018. Vol. 33. № 2. P. 235–253.
DOI:10.1080/08856257.2018.1424780
Nepi L.D. et al. Social acceptance and the choosing
of favourite classmates: A comparison between students with special educational
needs and typically developing students in a context of full inclusion //
British Journal of Special Education. 2015. Vol. 42. № 3. P. 319–337.
DOI:10.1111/1467-8578.12096.
Rose K., Barahona D., Muro J. Peer perceptions of
students receiving pull-out services in elementary school: A multiage study //
International Journal of Inclusive Education. 2017. Vol. 21. № 4. Р. 376–88.
DOI:10.1080/13603116.2016.1197323
UNESCO. Inclusion and education: all means all.
Global education monitoring report. 2020. P. 444.