Родительская позиция по отношению к взрослым детям: разработка и апробация методики
Егоров Р.Н. соискатель кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, roego@yandex.ru Шаповаленко И.В. кандидат психологических наук, заведующая кафедрой возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, Irin_vlad@mail.ru
Статья посвящена разработке авторской методики для определения родительской позиции по отношению к взрослым детям. Создание опросника явилось одной из основных задач исследования, направленного на выявление и описание различных типов родительской позиции по отношению к взрослым детям. На основном этапе работы были опрошены 167 родителей (матерей и отцов) детей в возрасте от 18 до 30 лет. Проведены статистический анализ методики с применением эксплораторного и конфирматорного факторного анализа, проверка внутренней согласованности шкал, ретестовой надежности и валидности опросника. В результате уточнена структура опросника и сделан вывод о его применимости в исследовательских целях. Установлены основные факторы, определяющие характер взаимоотношений между родителями и взрослыми детьми («принятие» и «контроль»), на основе которых эмпирически выделены 4 типа родительской позиции по отношению к взрослым детям: автономный, отстраненный, контролирующий, сбалансированный.
В жизни каждого человека особенную роль играют его родители.
С самого раннего детства родители стремятся удовлетворить потребности ребенка и
воспитать в нем положительные индивидуальные качества. Для описания
детско-родительских отношений (ДРО) в психологии используются понятия
«родительское отношение», «родительская позиция», «родительские установки»,
«стиль семейного воспитания» и другие.
”
Благодарности
Авторы выражают искреннюю благодарность сотрудникам кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой Московского государственного психолого-педагогического университета за помощь и участие в проведении данного исследования.
Библиографическая ссылка на публикацию
Литература
Дитюк А.А. Влияние психологической сепарации на социальную адаптацию
личности: дисс… канд. психол. наук. СПб., 2018. 172 с.
Егоров Р.Н. Диагностика родительской позиции по отношению к взрослым
детям: разработка опросника // Практическая студенческая конференция «Школа
ответственного родительства» (г. Москва, 04 апреля 2017 г.) М.: МПУ, 2017. С.
66–70.
Жигалин С.С. Формирование адекватных родительских позиций как способ
коррекции воспитательной практики семьи подростка: дисс. … канд. психол. наук.
Курган, 2004. 233 с.
Захарова Е.И. Развитие личности в ходе освоения родительской позиции
// Культурно-историческая психология. 2008. № 2. С. 24–29.
Иванова Е.Е., Сторожева Ю.А. Феномен отчужденности в
детско-родительских отношениях // Вестник ГУУ. 2019. № 9. С. 190–195.
Калинина P.P., Санева Р.И. Диагностика родительской позиции //
Сборник научных статей преподавателей Псковского Вольного института / Ред.
Барилова Е.Э. [и др.]. Псков, 2004. С. 54–60.
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного
консультирования. М.: Гардарики, 2005. 320 с.
Карабанова О.А. Детско-родительские отношения как фактор
профессионального самоопределения личности в подростковом и юношеском возрасте
// Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2016. № 3. С.
54–62.
Крапивина Е.А., Далгатов М.М. Детско-родительские отношения как
фактор психологического здоровья в подростковом возрасте // Сборник статей по
материалам XXIV международной научно-практической конференции «Научный форум:
Педагогика и психология» (г. Москва, 03-13 декабря 2018 г.). М.: ООО
«Международный центр науки и образования», 2018. С. 53–60.
К проблеме дифференциации основных понятий в системе отношений
«Родитель-ребенок»: теоретический и эмпирический аспекты / Головей Л.А. [и др.]
// Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2014. № 2. С. 84–94.
Маленова А.Ю., Потапова Ю.В. Зрелость личности и ее критерии как
предикторы изучения ситуации сепарации // Вестник Омского университета. Серия
«Психология». 2015. № 2. С. 21–29.
Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное
пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 496 с.
Рябикина З.И., Хозяинова П.М. Семейные ценности женщины-матери,
воспитывающей ребенка в неполной семье [Электронный ресурс] // Вестник МГОУ.
2018. № 2. С. 291–303. DOI:10.18384/2224-0209-2018-2-886
Сытько Т.И. Структура и типы родительско-детских отношений в
процессе семейной сепарации: дисс. … канд. психол. наук. М., 2014. 213 с.
Тачкова М.Б. Роль семьи в жизни подростка // Гео-Сибирь. 2009. № 6.
С. 270–272.
Токарева Е.Н. Особенности развития общения ребенка раннего возраста
со взрослым // Психология и педагогика: методика и проблемы практического
применения. Новосибирск. 2011. № 20. С. 157–161.
Шведовская А.А. Специфика позиции родителей при различных типах
взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста //
Психологическая наука и образование. 2006. № 1. С. 69–84.
Ширяева О.А. Особенности эмоционального взаимодействия часто
болеющих и здоровых детей раннего возраста с родителями // Вестник
Красноярского государственного университета им. В.В. Астафьева. 2014. Т. 29. №
3. С. 209–214.
Шихирина Н.Д. Психологические особенности эмоционального отношения
матерей к детям раннего возраста в условиях функционирования
детско-родительских групп // Материалы Всероссийской очно-заочной
научно-практической конференции, посвященной 140-летию педагогического
образования в г. Череповце «Педагогическое образование: история (традиции,
опыт) и современность» (г. Череповец, 01-02 июня 2016 г.). Череповец: ЧПУ,
2016. С. 172–176.
Copeland C.J. Do parents matter? Parental attachment and its effect
on becoming independent in emerging adulthood. Ph. D. diss. Portland, 2010. 66
p.
Schwarz B. et al. Adult parent-child relationships: Relationship
quality, support, and reciprocity // Applied Psychology: An International
Review. 2005. Vol. 54(3). Р. 396–417. DOI:10.1111/j.1464-0597.2005.00217.x