Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психолого-педагогические исследования
2020. Том 12. № 4. С. 34–51.
doi:10.17759/psyedu.2020120403
ISSN: 2587-6139 (online)

Копинг-стратегии, жизнестойкость и смысложизненные ориентации студентов инклюзивной среды смешанного обучения с разным уровнем самоактивации

Куляцкая М.Г. психолог факультета дистанционного обучения, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, kulyackayamg@mgppu.ru
Камин А.А. преподаватель кафедры «Психология и педагогика дистанционного обучения», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, kaminaa@mgppu.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Представлены результаты исследования жизнестойкости, смысложизненных ориентаций, копинг-стратегий, самоактивации у студентов инклюзивной среды смешанного обучения. Мы предположили, что студенты инклюзивной среды смешанного обучения с низким уровнем самоактивации будут отличаться сниженным уровнем жизнестойкости и смысложизненных ориентаций и чаще выбирать неконструктивные копинг-стратегии, в отличие от студентов с высоким и средним уровнями самоактивации. В исследовании приняли участие 115 студентов факультета дистанционного обучения МГППУ: 58 студентов без инвалидности и 57 с инвалидностью разных курсов обучения. Студенты заполняли методику «СОРЕ» для определения основных копинг-стратегий, «Тест жизнестойкости», «Опросник самоактивации», «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО). Показано, что студенты с инвалидностью и без инвалидности по разным курсам обучения распределились равномерно. Выявлено, что студенты с низким уровнем самоактивации характеризуются снижением всех характеристик жизнестойкости, смысложизненных ориентаций и чаще выбирают неконструктивные копинг-стратегии, в отличие от студентов с высоким уровнем самоактивации. Студенты со средним уровнем самоактивации отличаются средним уровнем выраженности жизнестойкости, смысложизненных ориентаций и выбирают как неконструктивные, так и проактивные стратегии. Выделение групп по уровню самоактивации позволило обнаружить и проанализировать различную структуру взаимосвязей между исследуемыми характеристиками. Результаты могут лечь в основу психолого-педагогической практики по работе с разными студенческими группами вне зависимости от наличия у них инвалидности, но с учетом уровня развития их самоактивации.

Ключевые слова: инклюзивная среда, студенты с инвалидностью, смешанное обучение, самоактивация, жизнестойкость, смысложизненные ориентации, копинг-стратегии

Рубрика: Психология образования

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2020120403

фрагмент статьи

Высшее образование для студентов с инвалидностью становится не только инструментом для формирования необходимых компетенций, но и своеобразной средой для социальной интеграции, адаптации, развития личности, личностных ресурсов и академической мобильности. Возможности ресурсного подхода на сегодняшний день значительно расширены в сфере реализации идеи обменных отношений, существующих во взаимодействующих системах.


Финансирование

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-013-00904 «Развитие личности студентов с инвалидностью в условиях инклюзивного дистанционного обучения»).

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Айсмонтас Б.Б. Высшее профессиональное психологическое образование студентов с ОВЗ на основе дистанционных технологий: от мотивации избегания неудачи – к мотивации достижения успеха. Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья // Материалы международной научно-практической конференции (Москва, 5-6 декабря 2011 г.). М: МГППУ, 2011. С. 217–222.
  2. Айсмонтас Б.Б., Одинцова М.А. Инклюзивная образовательная среда вуза как ресурс для развития жизнестойкости и самоактивации студентов с инвалидностью // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 2. C. 29–41. DOI:10.17759/pse.201823020
  3. Айсмонтас Б.Б., Одинцова М.А. Социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Психологическая наука и образование. 2017. № 1. С. 71–80. DOI:10.17759/pse.2017220109
  4. Академическая мобильность для всех: между видением и реальностью / Волосникова Л.М. [и др.] [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 3. С. 26–43. DOI:10.17759/psyedu.2019110303
  5. Александрова Л.А., Лебедева А.А., Бобожей В.В. Психологические ресурсы личности и социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 1. С. 50–62.
  6. Алехина С.В. Актуальные вопросы развития инклюзивного образования в России. Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика // Материалы Международной научно-практической конференции (г. Симферополь, 18-20 мая 2017 г.) / Под науч. ред. Ю.В. Богинской. Симферополь: АРИАЛ, 2017. С. 11–16.
  7. Булатова О.В. Значимость академической мобильности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3(76). С. 179–180.
  8. Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Рассказова Е.А., Сычев О.А., Шевяхова В.Ю. Диагностика копинг-стратегий: адаптация опросника COPE. Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе // Материалы II Международной научно-практической конференции (г. Кострома, 23–25 сентября 2010 г.). Том 2 / Под ред. Т.Л. Крюковой и др. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. С. 195–197.
  9. Гурова Е.В., Гребенникова Н.В. Дистанционные технологии в обучении студентов с ОВЗ в высшей школе. Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодежи с ограниченными возможностями здоровья // Материалы III Всероссийской заочной научно-практической конференции (г. Кемерово, 25 февраля 2016 г.). Кемерово: Изд-во «Центр дистанционного образования детей-инвалидов Кемеровской области», 2016. С. 148–152.
  10. Гурова Е.В., Гребенникова Н.В. Личностные детерминанты адаптированности студентов с инвалидностью к обучению в вузе. Возможности и риски цифровой среды // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) (Москва, 12-13 декабря 2019 г.). Том 1. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. С. 274–275.
  11. Зинченко Т.П. Когнитивная и прикладная психология. М.: МОДЭК, 2000. 608 с.
  12. Кантор В.З. Инклюзивное высшее образование: специальные средовые условия обучения студентов-инвалидов в вузе [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 3. C. 44–56. DOI:10.17759/psyedu.2019110304
  13. Кантор В.З., Проект Ю.Л. Инклюзивное высшее образование: социально-психологическое благополучие студентов [Электронный ресурс] // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 1. С. 51–73. DOI:10.17853/1994-5639-2019-2-51-73
  14. Кукуев Е.А. Жизнестойкость студентов с инвалидностью, обучающихся в университете. Актуальные вопросы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: психолого-педагогические аспекты. Часть 2 // Тезисы докладов II Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 19–20 ноября 2019 г.). Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019. С. 115–118.
  15. Кулагина И.Ю., Апасова Е.В. Развитие личности при обучении в вузе (сравнительное исследование) [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 2. С. 12–23. DOI:10.17759/chp.2018140202
  16. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.
  17. Леонтьев Д.А., Александрова Л.А. Ограниченные возможности здоровья как ресурс позитивного развития // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные социальные аспекты / Под ред. А.В. Махнач, Л.Г. Дикая. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. С. 455–464.
  18. Леонтьев Д.А., Александрова Л.А., Лебедева А.А. Специфика ресурсов и механизмов психологической устойчивости студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 3. С. 80–94.
  19. Михайлова Т.А. Особенности формирования социальной активности у студентов, имеющих инвалидность в условиях вуза // Тенденции развития науки и образования. 2016. № 14-1. С. 37–39. DOI:10.18411/lj2016-5-1-12
  20. Одинцова М.А., Куляцкая М.Г. Психологическое благополучие студентов с инвалидностью в инклюзивной среде смешанного обучения [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 2. C. 30–42 DOI:10.17759/psyedu.2019110204
  21. Одинцова М.А., Радчикова Н.П. Самоактивация как личностный ресурс студентов в инклюзивной образовательной среде вуза [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 1. С. 62–70. DOI:10.17759/jmfp.2018070107
  22. Осин Е.Н., Рассказова Е.И. Краткая версия теста жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном контексте // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2013. № 2. С. 147–165.
  23. Скуратовская М.Л., Манохина Н.Н. Социально-психологические факторы успешности учебной деятельности студентов с инвалидностью в условиях высшего инклюзивного образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. № 6. С. 200–207.
  24. Ясвин В.А. Формирование теории среды развития личности в отечественной педагогической психологии [Электронный ресурс] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 2. С. 295–314. DOI:10.17323/1813-8918-2020-2-295-314
  25. Anabel М., López-Gavira R., Morgado B. How do Spanish disability support offices contribute to inclusive education in the university // Disability & Society. 2017. Vol. 32 (10). P. 1608–1626. DOI:10.1080/09687599. 2017.1361812
  26. Examining intellectual prowess, not social difference: Removing barriers from the doctoral viva for autistic candidates / N. Chown [et al.] [Elektronnyi resurs] // Journal of Inclusive Practice in Further and Higher Education. 2016. № 6. P. 22–38. (Accessed 29.11.2020).
  27. Fleischer A., Adolfsson M., Granlund M. Students with disabilities in higher education — Perceptions of support needs and received support: A pilot study // International journal of rehabilitation research. 2013. Vol. 36 (4). P. 330–338. DOI:10.1097/MRR.0b013e328362491c

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2021 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика