Диагностика психологического благополучия младших школьников в условиях школьного и семейного обучения
Лубовский Д.В. кандидат психологических наук, профессор кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова», ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, lubovsky@yandex.ru Милова Н.С. кандидат экономических наук, учитель экономики и права, ГБОУ Школа № 1280, Москва, Россия, nmilova@yandex.ru
Исследование направлено на сравнительную оценку психологического благополучия в условиях традиционного школьного и семейного обучения. Гипотезой исследования стало предположение о связи между уровнем психологического благополучия и формой обучения младших школьников. В исследовании с участием 60 школьников в возрасте 8-9 лет (30 – в условиях семейной, 30 – в условиях обычной формы обучения) и их родителей был применен русскоязычный вариант Шкалы психологического благополучия детей (PWB-c) для детей 8-9 лет; методика исследования самооценки Дембо–Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, проективный рисунок «Моя семья» и опрос родителей младших школьников по авторской анкете. Исследование показало отсутствие значимых различий между двумя группами по всем шкалам опросника PWB-c. Показана удовлетворительная внутренняя согласованность опросника (α Кронбаха=0,775). Данные по рисунку семьи, методике Дембо–Рубинштейн и анкете для родителей показывают, что в семьях, где дети обучаются дома, семейные взаимоотношения воспринимаются детьми как более благоприятные, и уровень притязаний у детей более адекватен. Родители детей на семейном обучении более сосредоточены на обретении счастья их ребенком; родители детей, обучающихся в школе, – на академической успешности своих детей. Показаны перспективы дальнейших исследований психологического благополучия младших школьников в условиях различных форм обучения. Намечены пути доработки опросника PWB-c и его валидизации.
В исследовании изучалось психологическое благополучие детей
младшего школьного возраста, находящихся в условиях традиционного школьного и
семейного обучения. Актуальность данного исследования обусловлена двумя
причинами.
Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Диагностика
оптимизма: детский опросник оптимистического стиля объяснения успехов и неудач
// Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 2. С. 50–60.
DOI:10.17759/chp.2017130206
Дубровина И.В. Психологическое благополучие
школьников: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2018.
140 с.
Канонир Т.Н., Угланова И.Л., Федерякин Д.А.
Адаптация и валидизация шкал удовлетворенности школой и друзьями
Многокомпонентного опросника удовлетворенности жизнью для школьников
[Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 3. С.
64–74. DOI:10.17759/jmfp.2018070306
Канонир Т.Н., Куликова А.А., Орел Е.А. Лонгитюдное
исследование субъективного благополучия в школе у учащихся младших классов //
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. Т.
4. С. 461–479. DOI:10.14515/monitoring.2020.4.921
Карабанова О.А. Роль семьи и школы в обеспечении
психологического благополучия младших школьников // Психологическая наука и
образование. 2019. Т. 24. № 5. C. 16–26. DOI:10 .17759/pse.2019240502
Поливанова К.Н., Любицкая К.А. Семейное образование
в России и за рубежом [Электронный ресурс] // Современная зарубежная
психология. 2017. Т. 6. № 2. С. 72–80. DOI:10.17759/jmfp.2017060208
Прихожан А.М. Диагностика личностного развития
детей подросткового возраста. М.: АНО «ПЭБ», 2007. 56 с.
Семёнычев А. Я в школу не хожу. Хоумскулинг на
русском. М.: КТК Галактика, 2019. 110 с.
Семёнычев А. Педагогика дилетантов. Как учить детей
дома и не сойти с ума. М.: КТК Галактика, 2018. 102 с.
Сычев О.А., Гордеева Т.О., Лункина М.В., Осин Е.Н.,
Сиднева А.Н. Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников //
Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 6. С. 5–15.
DOI:10.17759/pse.2018230601
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
(с изменениями на 8 декабря 2020 года) [Электронный ресурс]. URL:
http://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 24.12.2020).
Biasi V., Bonaiuto P., Levin J.M. The “Colour
Family Drawing Test”: A Comparison between Children of “Harmonious” or “Very
Conflictual Families” // Psychology. 2014. No. 5. P. 2099–2108.
DOI:10.4236/psych.2014.519212S.J.
Lee K.P., Ward O.D., Chang K.M. Downing, Parenting
Activities and the Transition to Home-based Education During the COVID-19
Pandemic // Children and Youth Services Review. 2020. 46 p.
DOI:10.1016/j.childyouth.2020.105585
Neuman A., Guterman O. The clash of two world views
– a constructivist analysis of home educating families’ perceptions of
education // Pedagogy, Culture & Society. 2016. Vol. 24. No. 3. P. 359–369.
DOI:10.1080/14681366.2016.1178664
Neuman A., Guterman O. Schools and emotional and
behavioral problems: A comparison of school-going and homeschooled children //
The Journal of Educational Research. 2017. Vol. 110. No. 4. P. 425–432.
Neuman A., Guterman O. How I started home
schooling: founding stories of mothers who home school their children //
Research Papers in Education. 2019. Vol. 34. No. 2. P. 192–207.
DOI:10.1080/02671522.2017.1420815
Neuman A., Guterman O. Reading at Home: Comparison
of Reading Ability Among Homeschooled and Traditionally Schooled Children //
Reading Psychology. 2019. Vol. 40. No. 1. P. 1–22.
DOI:10.1080/02702711.2019.1614123
Opree S.J., Buijzen M., van Reijmersdal E.A.
Development and Validation of the Psychological Well-Being Scale for Children
(PWB-c) // Societies. 2018. Vol. 8. No. 1. P. 18–32.
DOI:10.3390/soc8010018
Ray B. A Review of research on Homeschooling and
what might educators learn? // Pro-Posições. Vol. 28. No. 2. P. 85–103.
DOI:10.1590/1980-6248-2016-0009
Ryff C.D. Psychological well-being revisited:
Advances in the science and practice of eudaimonia // Psychotherapy and
Psychosomatics. 2014. Vol. 83. No. 1. P. 10–28. DOI:10.1159/000353263
Winefield H.R., Gill T.K., Taylor A.W., Pilkington
R.M. Psychological well-being and psychological distress: is it necessary
to measure both? // Psychology of Well-Being: Theory, Research and Practice.
2012. Vol. 2. No. 3. P. 3. DOI:10.1186/2211-1522-2-3