Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психолого-педагогические исследования
2020. Том 12. № 4. С. 19–33.
doi:10.17759/psyedu.2020120402
ISSN: 2587-6139 (online)

Культура здоровья педагога как условие и возможность реализации здоровьесберегающего поведения в образовательной среде

Торкаченко Ю.В. старший преподаватель кафедры педагогики, психологии, дополнительного и специального образования, КГАУ ДПО «Камчатский институт развития образования» (КГАУ ДПО «Камчатский ИРО»), Петропавловск-Камчатский, Россия, torkachenko-y@kamchatkairo.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье актуализируется вопрос о необходимости привлечения внимания педагогов к собственному здоровью как ключевому условию реализации здоровьесберегающего поведения в школе. Представлены результаты исследования, направленного на изучение паттернов поведения в сфере здоровья участников образовательных отношений. В исследовании приняли участие 84 педагога, проходившие курсы повышения квалификации, и 570 старшеклассников (9-11 классы) общеобразовательных школ Камчатского края. Опросники, направленные на оценку паттернов поведения в отношении различных аспектов здоровья, адаптированы из генерализованной шкалы аттитьюдов И.Н. Гурвича, межнациональных исследований здоровья молодежи (HBSC, ESPAD) и включают следующие индикаторы: экранное время, употребление психоактивных веществ, достаточность сна, пищевое поведение, физическая активность. Проведен сравнительный анализ паттернов поведения респондентов обеих групп, значимые отличия оценивались с помощью углового преобразования Фишера. Полученные данные структурированы в соответствии с исследовательским вопросом: существуют ли различия относительно здоровьесберегающих и рискованных форм поведения в группе педагогов и старшеклассников? Учитывая возложенную государством на учителя ответственность по формированию ценностного отношения к здоровью, мы предполагаем, что в сфере учительства менее распространены рискованные формы поведения в отношении к различным аспектам здоровья, чем среди старшеклассников. Сравнительный анализ свидетельствует о том, что у старшеклассников и педагогов в равной степени наблюдается поведение, сопряженное с риском для здоровья. В связи с тем, что отношение педагога к собственному здоровью является определяющим в профессиональной готовности к реализации здоровьесберегающего поведения в школе, возникает противоречие между возложенной на учителя ответственностью и низкой культурой собственного здоровья. Изучение паттернов поведения в сфере здоровья способствует выбору эффективных способов профилактики неблагополучия в школьной среде, а также результативному решению задач повышения квалификации учителей.

Ключевые слова: культура здоровья, здоровьесберегающее поведение, ценностное отношение к здоровью, паттерны поведения

Рубрика: Психология образования

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2020120402

Финансирование

Статья подготовлена в рамках работы по гранту РФФИ № 17-29-02438\17 «Психологические, социальные и средовые ресурсы здоровья учащихся разных ступеней образования в современной России» в 2017–2019 гг.

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб.: Речь, 2006. 384 с.
  2. Асмолов А.Г. Вызовы современности и перспективы профессионального роста в мире образования [Электронный ресурс] // Образовательная панорама. 2016. № 1(5). URL: https://istina.msu.ru/publications/article/20798465/ (дата обращения: 18.10.2020).
  3. Белинская Е.П. Гуманитарные аспекты здоровья и благополучия: причины исследовательского интереса и основные теоретические подходы [Электронный ресурс] // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanitarnye-aspekty-zdorovya-i-blagopoluchiya-prichiny-issledovatelskogo-interesa-i-osnovnye-teoreticheskie-podhody/viewer (дата обращения: 18.08.2020). DOI:10.21603/2078-8975-2017-2-111-116
  4. В центре внимания здоровье и благополучие подростков. Результаты исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC) 2017/2018 гг. в Европе и Канаде. Международный отчет [Электронный ресурс] // Европейский портал информации здравоохранения. URL: https://gateway.euro.who.int/ru/datasets/hbsc/ (дата обращения: 11.10.2020).
  5. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. 1023 с.
  6. Зюкин А.В., Плахов Н.Н., Макарова Л.П., Савенко М.А. Педагогическая деонтология как структурный компонент образовательного процесса в области формирования культуры здоровья обучающихся [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2018. № 190. URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/190/zyukin_190_149_155.pdf (дата обращения: 12.10.2020).
  7. Ивлев Е.В., Микляева А.В., Кожемякина О.А., Рудыхина О.В. Психосоциальные ресурсы здоровья учащейся молодежи в отечественных и зарубежных эмпирических исследованиях [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2017. № 186. URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/186/ivlev_186_19_31.pdf (дата обращения: 12.11.2020).
  8. Концепт душевного здоровья в человекознании / Отв. ред. О.И. Даниленко. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. 372 с.
  9. Коржова Е.Ю., Веселова Е.К., Анисимова Т.В., Залевский Г.В. Интегральная ресурсная концепция здоровья в контексте отечественных подходов [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2017. № 184. URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/184/korjova_184_31_44.pdf (дата обращения: 01.12.2020).
  10. Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски. СПб.: Нестор-История, 2018. 456 с.
  11. Никифоров Г.С., Дудченко З.Ф. Психология здоровья в России: у истоков. СПб.: Издательско-торговый дом «Скифия», 2019. 140 с.
  12. Печеркина А.А. Технологии поддержки профессионального здоровья учителя: монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2011. 158 с.
  13. Психологические средства преодоления трудностей личностно-профессионального развития и сохранения здоровья субъектов образования / Под ред. Л.М. Митиной. СПб.: Нестор-История, 2015. 416 с.
  14. Психологическое здоровье и технологии здоровьесбережения в современной образовательной среде / Под редакцией В.М. Голянича. СПб.: НИЦ АРТ, 2019. 396 с.
  15. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2006. 607 с.
  16. Торкаченко Ю.В. Саморегуляция тревожных состояний как ресурс психологического благополучия педагога // Информационный бюллетень Камчатского института развития образования. Выпуск 25: Особенности организации образовательной деятельности в контексте современных требований: сборник методических рекомендаций / Отв. ред. О.Г. Берестова; М-во образования Камч. края; Камч. ИРО. Петропавловск-Камч.: Камч. ИРО, 2020. С. 127–141.
  17. Христианская психология в контексте научного мировоззрения: коллективная монография / Под ред. Б.С. Братуся. М.: Никеа, 2017. 528 с.
  18. Цветкова Л.А., Дубровский Р.Г., Антонова Н.А. Психологические, социальные и средовые ресурсы здоровья учащихся разных ступеней образования в современной России // Материалы научно-практической конференции «Междисциплинарные подходы к изучению психического здоровья человека и общества» (г. Москва, 29 октября 2019 г.). Москва: «Издательский дом КДУ», 2019. С. 129–133.
  19. Цветкова Л.А., Антонова Н.А., Дубровский Р.Г. Концептуальные основы изучения и измерения здоровья и благополучия человека с позиций психологической науки [Электронный ресурс] // Вестник РФФИ. 2019. № 4(104). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41537359 (дата обращения: 09.09.2020). DOI:10.22204/2410-4639-2019-104-04-69-75
  20. Этин Г.М. Лечение алкоголизма. М.: Медицина, 1990. 416 с.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2021 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика