Сравнительный анализ концептуальных оснований современных образовательных систем и образовательных практик (на примере сравнения системы развивающего обучения и рефлексивно-деятельностного подхода)
Зарецкий В.К. кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, zaretskiyvk@mgppu.ru Зарецкий Ю.В. доцент кафедры клинической психологии и психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, zaretskiyyuv@mgppu.ru Островерх О.С. кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления человеческими ресурсами, Институт экономики, государственного управления и финансов Сибирского федерального университета (ИЭУиП СФУ), Красноярск, Россия, ostrovoksana@mail.ru Тихомирова А.В. преподаватель кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ведущий аналитик Центра доказательного социального проектирования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, tihomirovaav@mgppu.ru Федоренко Е.Ю. кандидат психологических наук, декан факультета менеджмента в сфере образования, ОАНО «Московская высшая школа социальных и экономических наук», Москва, Россия, e.fedorenko@mail.ru
Статья подготовлена в рамках научно-исследовательского проекта Московского государственного психолого-педагогического университета «Разработка концептуальной модели новой школы». Авторы предпринимают попытку начать сравнительный анализ образовательных систем и практик, которые имеют общие ценностные и теоретико-методологические основания и могут стать основой для построения образовательного процесса в рамках разрабатываемого проекта. Объектом анализа являются развивающее обучение и рефлексивно-деятельностный подход – направления, опирающиеся на основные положения культурно-исторической психологии, нацеленные на создание условий для развития учащихся в учебной деятельности в опоре на создание отношений сотрудничества учителя и ученика и поддержку субъектной позиции учащихся. Ставится проблема интеграции различных подходов в рамках единого образовательного процесса.
Ключевые слова: развивающее обучение, рефлексивно-деятельностный подход, субъектная позиция, сотрудничество, развитие ребенка, культурно-историческая психология, концепция новой школы
При ознакомлении с текстом данной статьи важно принять во
внимание позицию авторов, разрабатывающих концепцию новой школы, в которой бы
создавались максимально благоприятные условия для развития обучающихся и
раскрытия их неограниченного потенциала развития. Тезис о неограниченности
потенциала развития каждого ребенка логически вытекает из ряда положений
культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, которые являются базовыми
теоретико-методологическими основаниями для данной проектной разработки.
”
Библиографическая ссылка на публикацию
Литература
Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития
рефлексивного мышления: дисс. … докт. психол. наук. М., 2002. 41 с.
Антонова А.Н. Построение урока на принципах
рефлексивно-деятельностного подхода // Консультативная психология и
психотерапия. 2013. Т. 21. № 2. С. 199–211.
Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. М.:
Русская энциклопедия, 1998. 360 с.
Воронцов А.Б., Эльконин Б.Д., Нежнов П.Г., Чудинова
Е.В. Подростковый этап школьного образования в системе Д.Б. Эльконина–В.В.
Давыдова // Концепция развивающего обучения в основной школе. М.: ВИТА-ПРЕСС.
2009. С. 11–34.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2.
Мышление и речь. М.: Педагогика, 1982. С. 5–361.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.:
ИНТОР, 1996. 544 с.
Зарецкий В.К. Один шаг в обучении – сто шагов в
развитии: от идеи к практике // Культурно-историческая психология. 2016. Том
12. № 3. С. 149–188. DOI:10.17759/chp.2016120309
Зинченко В.П. Лев Семенович Выготский: жизнь и
деятельность // Стиль мышления: проблема исторического единства научного
знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. Коллективная монография / Под
общ. ред. Т.Г. Щедриной. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН),
2011. С. 294–299.
Островерх О.С., Свиридова О.И., Эльконин Б.Д.
Пространство учебной деятельности младшего школьника: цели и результаты //
Педагогика развития: проблема образовательных результатов (эффектов). Ч. 1.
Красноярск, 1998. С. 15–27.
Рубцов В.В. Организация и развитие совместных
действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
Цукерман Г.А. Совместное учебное действие: решенные
и нерешенные вопросы // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 4.
C. 51–59. DOI:10.17759/pse.2020250405
Эльконин Б.Д. Современность теории и практики
Учебной Деятельности: ключевые вопросы и перспективы // Психологическая наука и
образование. 2020. Т. 25. № 4. С. 28–39. DOI:10.17759/pse.2020250403
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.:
Педагогика, 1989. 555 с.