Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психолого-педагогические исследования
2020. Том 12. № 4. С. 3–18.
doi:10.17759/psyedu.2020120401
ISSN: 2587-6139 (online)

Сравнительный анализ концептуальных оснований современных образовательных систем и образовательных практик (на примере сравнения системы развивающего обучения и рефлексивно-деятельностного подхода)

Зарецкий В.К. кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, zaretskiyvk@mgppu.ru
Зарецкий Ю.В. доцент кафедры клинической психологии и психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, zaretskiyyuv@mgppu.ru
Островерх О.С. кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления человеческими ресурсами, Институт экономики, государственного управления и финансов Сибирского федерального университета (ИЭУиП СФУ), Красноярск, Россия, ostrovoksana@mail.ru
Тихомирова А.В. преподаватель кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ведущий аналитик Центра доказательного социального проектирования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, tihomirovaav@mgppu.ru
Федоренко Е.Ю. кандидат психологических наук, декан факультета менеджмента в сфере образования, ОАНО «Московская высшая школа социальных и экономических наук», Москва, Россия, e.fedorenko@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Статья подготовлена в рамках научно-исследовательского проекта Московского государственного психолого-педагогического университета «Разработка концептуальной модели новой школы». Авторы предпринимают попытку начать сравнительный анализ образовательных систем и практик, которые имеют общие ценностные и теоретико-методологические основания и могут стать основой для построения образовательного процесса в рамках разрабатываемого проекта. Объектом анализа являются развивающее обучение и рефлексивно-деятельностный подход – направления, опирающиеся на основные положения культурно-исторической психологии, нацеленные на создание условий для развития учащихся в учебной деятельности в опоре на создание отношений сотрудничества учителя и ученика и поддержку субъектной позиции учащихся. Ставится проблема интеграции различных подходов в рамках единого образовательного процесса.

Ключевые слова: развивающее обучение, рефлексивно-деятельностный подход, субъектная позиция, сотрудничество, развитие ребенка, культурно-историческая психология, концепция новой школы

Рубрика: Психология образования

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2020120401

фрагмент статьи

При ознакомлении с текстом данной статьи важно принять во внимание позицию авторов, разрабатывающих концепцию новой школы, в которой бы создавались максимально благоприятные условия для развития обучающихся и раскрытия их неограниченного потенциала развития. Тезис о неограниченности потенциала развития каждого ребенка логически вытекает из ряда положений культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, которые являются базовыми теоретико-методологическими основаниями для данной проектной разработки.


Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления: дисс. … докт. психол. наук. М., 2002. 41 с.
  2. Антонова А.Н. Построение урока на принципах рефлексивно-деятельностного подхода // Консультативная психология и психотерапия. 2013. Т. 21. № 2. С. 199–211.
  3. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. М.: Русская энциклопедия, 1998. 360 с.
  4. Воронцов А.Б., Эльконин Б.Д., Нежнов П.Г., Чудинова Е.В. Подростковый этап школьного образования в системе Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова // Концепция развивающего обучения в основной школе. М.: ВИТА-ПРЕСС. 2009. С. 11–34.
  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Мышление и речь. М.: Педагогика, 1982. С. 5–361.
  6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  7. Зарецкий В.К. Один шаг в обучении – сто шагов в развитии: от идеи к практике // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 3. С. 149–188. DOI:10.17759/chp.2016120309
  8. Зинченко В.П. Лев Семенович Выготский: жизнь и деятельность // Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. Коллективная монография / Под общ. ред. Т.Г. Щедриной. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. С. 294–299.
  9. Островерх О.С., Свиридова О.И., Эльконин Б.Д. Пространство учебной деятельности младшего школьника: цели и результаты // Педагогика развития: проблема образовательных результатов (эффектов). Ч. 1. Красноярск, 1998. С. 15–27.
  10. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
  11. Цукерман Г.А. Совместное учебное действие: решенные и нерешенные вопросы // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 4. C. 51–59. DOI:10.17759/pse.2020250405
  12. Эльконин Б.Д. Современность теории и практики Учебной Деятельности: ключевые вопросы и перспективы // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 4. С. 28–39. DOI:10.17759/pse.2020250403
  13. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 555 с.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2021 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика