Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психолого-педагогические исследования
2021. Том 13. № 1. С. 57–71.
doi:10.17759/psyedu.2021130104
ISSN: 2587-6139 (online)

Особенности развития субъектности подростка во взаимодействии с природной средой в условиях детского образовательно-оздоровительного лагеря

Камнев А.Н. доктор биологических наук, профессор кафедры социальной коммуникации и организации работы с молодежью, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, dr.kamnev@mail.ru
Михайлова Т.А. кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой социальной коммуникации и организации работы с молодежью, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, tmixailova79@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В работе показано, что лишь определенный психолого-педагогический комплекс, состоящий из удобной образовательной площадки, использующей в педагогическом процессе объекты природы, правильно подобранные психолого-педагогические методы и подготовленный педагогический коллектив, сможет способствовать поиску и реализации новых психолого-педагогических подходов, используемых для развития личности и субъектности подростков. Наиболее удобной площадкой для этих целей может быть детский оздоровительный лагерь. Эта образовательная площадка является уникальной с точки зрения сбалансированности урочной и внеурочной деятельности, предоставления возможности для коммуникативного взаимодействия между сверстниками, а также подростками и взрослыми. Важным является и то, что среда загородного лагеря предоставляет ребенку возможность открытий тех природных явлений, о которых в классе можно было узнать только теоретически. Способствуя реализации междисциплинарных исследовательских проектов экологической направленности, лагерь создает условия для развития субъектности подростка во взаимодействии с природной средой. Получая в лагере новые умения и навыки, ребенок переходит на новый уровень образования, а соответственно, приобретает новый собственный опыт. Представленная работа показывает, что необходимо переосмыслить значение детских оздоровительных лагерей. Сохраняя традиционные функции оздоровления, рекреации и развлечения, лагеря должны обеспечивать и компенсировать воспитательные и образовательные функции современного школьного образования. Деятельность лагерей должна носить продуктивный характер.

Ключевые слова: подросток, субъектность, детский образовательно-оздоровительный лагерь, экологические программы, дополнительное образование, самосознание подростка, активность, игра, приключение, природная среда.

Рубрика: Психология развития

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2021130104

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Абатуров Е.И. Воспитание экологической культуры подростков в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Владикавказ, 2014. 23 с.
  2. Абульханова К.А. Мировоззренческий смысл и значение категории субъекта // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016. № 4 (38). С. 162–168.
  3. Алехина Е.В. Проектирование и реализация воспитательной системы детского оздоровительного лагеря: дисс. ... канд. пед. наук. Елец, 2004. 140 с.
  4. Алмазова И.Г., Соловьева Е.А., Усачева И.Н. Особенности организации комплексной образовательной программы по экологическому образованию в условиях летнего лагеря // МНКО. 2018. № 1(68). С. 192–194.
  5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛУ, 1969. 339 с.
  6. Антопольская Т.А., Камнев А.Н. Реализация дополнительной общеобразовательной программы как условие развития субъектности подростка в природной среде оздоровительного лагеря // Экопсихологические исследования: экология детства и психология устойчивого развития. 2020. № 6. С. 350–354.
  7. Асмолов А.Г., Кудрявцев В.Т. Культурно-историческая психология – «Наука о свободе» // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2017. № 1 (7). С. 18–37.
  8. Белкин А.С., Свинина, Н.Г. Витагенный опыт и витагенный принцип – категории педагогической антропологии // Педагогическое образование в России. 2007. № 1. С. 15–25.
  9. Волгунов В.А. Социализирующая среда загородного детского оздоровительного лагеря // Человек и образование. 2010. № 4 (25). С. 82–87.
  10. 10. Волкова E.H. Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи: учебное пособие / О.В. Суворова, Н.И. Дунаева [и др.]. Нижний Новгород: НГПУ имени К. Минина, 2012. 250 с.
  11. Гагарин А.В. Природоориентированная деятельность учащихся как условие формирования экологического сознания: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. М., 2004. 46 с.
  12. Гринько М.Н., Тавстуха, О.Г., Муратова А.А. Формирование эколого-ноосферного мировоззрения подростка. М.: Изд-во «ФЛИНТА», 2016. 142 с.
  13. Данилков А.А., Данилкова Н.С. Роль детских лагерей в развитии ребенка // Народное образование. 2016. № 2-3(1455). С. 105–113.
  14. Дзятковская Е.Н. Методологические основания проектирования образования для устойчивого развития // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2016. № 4(69). С. 3–9.
  15. Дзятковская Е.Н. Социальные вызовы и задачи экологического образования // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 1(27). С. 88–93.
  16. Ермолаева М.В., Лубовский Д.В., Силаева Л.В. Проблема личностного самоопределения в трудах Л.И. Божович и ее развитие с позиций субъектного подхода [Электронный ресурс] //Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 3. С. 148–159. DOI:10.17759/psyedu.2018100313
  17. Захарова У.С., Вилкова К.А. Субъектность студентов в условиях очного и дистанционного обучения: взгляд преподавателей // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 3. С. 87–96. DOI:10.17759/jmfp.2020090308
  18. Захлебный А.Н., Дзятковская, Е.Н. Модели содержания экологического образования в новой школе // Педагогика. 2010. № 9. С. 38–44.
  19. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. М.: ТЦ Сфера, 2009. 288 с.
  20. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей в аспекте формальных и неформальных характеристик // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 4. С. 46–53.
  21. Камерилова Г.С. Мотивационный потенциал культурно-экологической среды дополнительного экологического образования // Сборник конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 11. С. 28–34.
  22. Камнев А.Н. Детский экологический лагерь и современное образование // Экопсихологические исследования – 5 / Редакторы-составители: С.Ю. Жданова, М.О. Мдивани, В.И. Панов. Пермь: ОТ и ДО, 2018. С. 385–396.
  23. Камнев А.Н., Камнев О.А., Камнева М.А. Отдых и учеба с радостью. Деятельное экологическое образование и научно-приключенческие программы в детских лагерях / Под редакцией Камнев А.Н., Панов В.И. М.: "Перо", 2016. С. 434
  24. Колесникова И.А. Педагогические условия воспитания подростков во внешкольных объединениях юных натуралистов: Автореф. дисс. …канд. пед. наук. Кострома, 2009. 23 с.
  25. Конопкин О.А. Феномен субъектности в психологии личности // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 148–150.
  26. Концепция и модели доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ / Под ред. А.В. Золотаревой, Л.В. Байбородовой, Н.П. Ансимовой. Ярославль: РОИ ЯГПУ, 2018. 483 с. DOI:10.24411/1813-145X-2018-10229.
  27. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология игры: культурно-исторический подход. М.: Левъ, 2017. 334 с.
  28. Крапивин Б.Д. Тьюторское сопровождение эколого-исследовательской деятельности школьников в процессе дополнительного образования: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2018. 27 с.
  29. Куприянов Б.В. Воспитание XXI века: экзистенциальная вспышка приключения // Народное образование. 2011. № 9. С. 249–254.
  30. Левина С.В., Лисачкина В.Н., Павловский В.А. Теория и методика экологического образования: поиск новых подходов // БГЖ. 2017. № 4 (21). С. 327–330.
  31. Лекторский В.А. Субъект // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2010. С. 660.
  32. Леонтович А.В. Становление субъекта собственной деятельности в научно-практическом образовании школьников: Автореф. дисс. … докт. псих. наук. М., 2017. 58 с.
  33. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Просвещение, 1985. 304 с.
  34. Миновская О.В. Социокультурная практика подросткового приключения в условиях современного общества // Вестник Костромского государственного университета. 2017. № 4. С. 22–26.
  35. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., I960. 426 с.
  36. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. Том 2. М., 1960. С. 110–125.
  37. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 5–19.
  38. Панов В.И. Экопсихология: Парадигмальный поиск. М.; СПб: Изд-во «Нестор–История», 2014. 303 с.
  39. Панов В.И., Мдивани М.О., Черезова Л.Б. Эмпирическое исследование экологического сознания у детей предшкольного и младшего школьного возраста (6–10 лет) // Экспериментальная психология. 2016. Том 9. № 4. С. 48–58. DOI:10.17759/exppsy.2016090405
  40. Распоряжение Правительства РФ от 22 мая 2019 г. № 978-р «Об утверждении Основ государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71588100/ (дата обращения: 16.11.2020).
  41. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. СПб.: Питер, 2012. 287 с.
  42. Рубцов В.В., Марголис А.А. Школа как экосистема развивающихся детско-взрослых сообществ: деятельностный подход к проектированию школы будущего // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 1. С. 57–67. DOI:10.17759/chp.2020160106.
  43. Стрельцова В.П. Концепция «Психология отношений личности» В.Н. Мясищева и ее методологическая, научно-теоретическая и практико-психологическая значимость: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ярославль, 2002. 25 с.
  44. Шмаков С.А. Нужна ли детскому лагерю идеология? // Народное образование. 2000. № 4–5. С. 69–73.
  45. Юркина И.А. Организационно-педагогические условия реализации воспитательного потенциала досуговых объединений экологической направленности: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Казань, 2009. 23 с.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2021 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика