Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психолого-педагогические исследования
2021. Том 13. № 1. С. 101–116.
doi:10.17759/psyedu.2021130107
ISSN: 2587-6139 (online)

Взаимосвязь личностных особенностей и учебной успеваемости старшеклассников

Мишкевич А.М. кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии развития, ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (ФГБОУ ВО ПГНИУ), Пермь, Россия, ArinaMishkevich@ya.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Влияние личностных черт на учебную успеваемость стабильно воспроизводится в разных исследованиях. В рамках пятифакторной теории предполагается, что влияние врожденных черт на поведение опосредовано приобретенными характерными адаптациями. Одной из разновидностей характерных адаптаций могут быть рефлексивные характерные адаптации. Данное исследование посвящено актуальной проблеме поиска личностных предикторов учебной успеваемости. Впервые вклад рефлексивных характерных адаптаций в успеваемость изучается на выборке старшеклассников. В исследовании приняли участие 135 российских школьников в возрасте от 14 до 17 лет. Были измерены черты Большой пятерки и четыре варианта рефлексивных характерных адаптаций. Также была посчитана успеваемость – средний балл по всем предметам для каждого ученика за прошедший учебный год. В результате были обнаружены корреляции добросовестности и открытости с успеваемостью. Показано, что рефлексивные характерные адаптации являются более надежным коррелятом успеваемости, чем черты. Обнаружено, что метаустановка на добросовестность вносит уникальный вклад в варьирование учебной успеваемости. Выявлено, что корреляции успеваемости с открытостью в основном объясняются половыми различиями, а метаустановка на открытость вносит значимый вклад в варьирование учебных успехов. Таким образом, было показано, что рефлексивные характерные адаптации вносят уникальный вклад в предсказание учебной успеваемости.

Ключевые слова: личность, учебная успеваемость, характерные адаптации, подростки, пятифакторная модель, рефлексивные характерные адаптации, поведение.

Рубрика: Психология образования

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2021130107

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 18-313-00034.

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Кочергина Е.В., Най Дж.В.К., Орёл Е.А. Факторы «Большой пятерки» как психологические предикторы академической успеваемости студентов вузов // Психологические исследования. 2013. Том 6. № 27. С. 4.
  2. Мишкевич А.М. Об использовании русскоязычной версии «Вопросника Большой Пятерки» (Big Five Inventory) при изучении подростков // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Том 25. № 1. С. 92–101.
  3. Мишкевич А.М. Черты личности как предиктор учебной успеваемости старшеклассников // Актуальные проблемы психологического знания. 2015. № 3. С. 69–79.
  4. Слободская Е.Р., Сафронова М.В., Ахметова О.А. Личностные особенности и стиль жизни как факторы школьной успеваемости подростков // Психологическая наука и образование. 2008. Том 2008. № 2. С. 70–79.
  5. Щебетенко С.А. Отраженные установки на черты личности как предиктор успеваемости студентов // Психология и психотехника. 2015. № 1. С. 70–82. DOI:10.7256/2070-8955.2015.1.13526
  6. Щебетенко С.А. Рефлексивные адаптации характера в пятифакторной теории личности // Психологический журнал. 2015. Том 36. № 6. С. 55–65.
  7. Щебетенко С.А. Рефлексивные характерные адаптации: современное состояние исследований // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. № 1. C. 63–70. DOI:10.17072/2078-7898/2017-1-63–70
  8. Щебетенко С.А., Тютикова Е.А. «Картина хороша, потому что хороша открытость опыту»: опосредующая роль установок на черты личности в индивидуальных различиях отношения к живописи // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Том 12. № 4. С. 122–141.
  9. A behavioural genetic study of mental toughness and personality / Horsburgh V.A., Schermer J.A., Veselka L., Vernon P.A. // Personality and individual differences. 2009. Vol. 46. № 2. P. 100–105. DOI:10.1016/j.paid.2008.09.009
  10. A systematic review of personality trait change through intervention / Roberts B.W., Luo J., Briley D.A., Chow P.I., Su R., Hill P.L. // Psychological Bulletin. 2017. Vol. 143. № 2. Р. 117–141. DOI:10.1037/bul0000088
  11. Bergold S., Steinmayr R. Personality and intelligence interact in the prediction of academic achievement // Journal of Intelligence. 2018. Vol. 6. № 2. Article number: 27. DOI:10.3390/jintelligence6020027
  12. Bidjerano T., Dai D.Y. The relationship between the big-five model of personality and self-regulated learning strategies // Learning and individual differences. 2007. Vol. 17. № 1. P. 69–81. DOI:10.1016/j.lindif.2007.02.001
  13. Carvalho R.G.G. Gender differences in academic achievement: The mediating role of personality // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 94. P. 54–58. DOI:10.1016/j.paid.2016.01.011
  14. John O.P., Naumann L.P., Soto C.J. Paradigm shift to the integrative Big Five trait taxonomy: History, measurement, and conceptual issues // Handbook of personality: Theory and research / In O.P. John, R.W. Robins, L.A. Pervin (Eds.). New York, NY: Guilford Press, 2008. P. 114–158.
  15. McCrae R.R., Costa Jr P.T. The five-factor theory of personality // Handbook of personality: Theory and research 3rd ed. / Eds. John O.P., Robins RW, Pervin L.A. New York, NY US: Guilford Press, 2008. P. 159–181.
  16. Meta-analysis of the relationship between the Big Five and academic success at university / Trapmann S., Hell B., Hirn J.O.W., Schuler H. // Zeitschrift für Psychologie. Journal of Psychology. 2007. Vol. 215. № 2. P. 132–151.
  17. Noftle E.E., Robins R.W. Personality predictors of academic outcomes: big five correlates of GPA and SAT scores // Journal of personality and social psychology. 2007. Vol. 93. № 1. P. 116–130. DOI:10.1037/0022-3514.93.1.116
  18. O’Connor M.C., Paunonen S.V. Big Five personality predictors of post-secondary academic performance // Personality and Individual Differences. 2007. Vol. 43. № 5. P. 971–990. DOI:10.1016/j.paid.2007.03.017
  19. Poropat A.E. A meta-analysis of the five-factor model of personality and academic performance // Psychological bulletin. 2009. Vol. 135. № 2. P. 322–338. DOI:10.1037/a0014996
  20. Shchebetenko S. “The best man in the world”: Attitudes toward personality traits // Psychology. Journ. of the Higher School of Economics. 2014. Vol. 11. № 3. P. 129–148.
  21. Slobodskaya H.R. The associations among the Big Five, Behavioural Inhibition and Behavioural Approach systems and child and adolescent adjustment in Russia // Personality and Individual Differences. 2007. Vol. 43. № 4. P. 913–924. DOI:10.1016/j.paid.2007.02.012
  22. Test of three conceptual models of influence of the big five personality traits and self-efficacy on academic performance: A meta-analytic path-analysis / Stajkovic A.D., Bandura A., Locke E.A., Lee D., Sergent K. // Personality and Individual Differences. 2018. Vol. 120. P. 238–245. DOI:10.1016/j.paid.2017.08.014
  23. True grit and genetics: Predicting academic achievement from personality / Rimfeld K., Dale P.S., Kovas Y., Plomin R. // Journal of Personality and Social Psychology. 2016. Vol. 111. № 5. P. 780–789. DOI:10.1037/pspp0000089
  24. Zeidner M., Matthews G. Intelligence and personality // Handbook of intelligence (2nd ed.) / In R. Sternberg (Ed.). New York, NY: Cambridge University Press, 2000. P. 581–610.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2021 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика