Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психолого-педагогические исследования
2021. Том 13. № 1. С. 84–100.
doi:10.17759/psyedu.2021130106
ISSN: 2587-6139 (online)

Влияние типа образовательной среды на психическое развитие дошкольников

Шишова Е.О. кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической психологии, Институт психологии и образования, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (ФГАОУ ВО К(П)ФУ), Казань, Россия, Evgeniya.Shishova@kpfu.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Статья посвящена изучению развивающего потенциала образовательных сред и их влияния на становление личности в современном образовательном пространстве. На основе теоретико-методологического анализа типов образовательной среды делается вывод о том, что в структурном плане образовательная среда дошкольного детства представляет собой систему взаимосвязанных компонентов, к числу основных составляющих которой можно отнести предметно-пространственный, социально-психологический, познавательно-деятельностный, коммуникативный и субъектный компоненты. На основе кластерного анализа выделено четыре своеобразных современных типа образовательной среды с различными возможностями и предложена авторская типология образовательных сред в системе дошкольного образования в зависимости от выраженности каждого из компонентов. Выявлены тенденции к сопряженности параметров качества образовательной среды (по шкалам ECERS-R) и личностных особенностей детей, а также значимые различия в субъектных характеристиках и инициативности дошкольников в условиях разных сред обучения. Показана эффективность и целесообразность использования метода кластерного анализа в изучении качественных характеристик образовательной среды и их развивающего потенциала. Эмпирические данные получены на базе 16 дошкольных образовательных организаций в Республике Татарстан, на выборке испытуемых в 876 человек (50 воспитателей, 413 дошкольников и 413 родителей (матерей) детей-дошкольников).

Ключевые слова: дошкольное образование, образовательная среда, модели и типы образовательных сред, личностные особенности, дети дошкольного возраста.

Рубрика: Психология образования

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2021130106

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Алмазова О.В., Белолуцкая А.К., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н., Гаврилова М.Н. Образовательная среда и эмоционально-личностное развитие дошкольников // Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 1–12.
  2. Асмолов А.Г. Культурный ген связи времен // Образовательная политика. 2012. № 5(61). C. 2–5.
  3. Баянова Л.Ф., Шишова Е.О. Билингвальное образование: модель экспертизы качества билингвальной образовательной среды раннего детства // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 2. С. 37–49. DOI:10.17759/pse.2019240204
  4. Белолуцкая А.К., Веракса А.Н., Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Гаврилова М.Н., Шиян И.Б. Связь характеристик образовательной среды детского сада и уровня развития регуляторных функций дошкольников // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 6. С. 85–96. DOI:10.17759/pse.2018230608
  5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика–Синтез, 2008. 108 c.
  6. Веракса Н.Е. Детское развитие: две парадигмы // Культурно-историческая психология. 2018. Том. 14. № 2. С. 102–108. DOI:10.17759/chp.2018140211
  7. Гаврилова М.Н., Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А. Связь качества образовательной среды дошкольного учреждения и психического развития ребенка: теоретический обзор // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 433. С. 135–145.
  8. Евенко С.Л. Социально-психологические типы образовательной среды российских вузов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011. № 3. С. 45–48.
  9. Евтихов О.В. Типы образовательных сред в современном образовании [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014. № 4(36) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-obrazovatelnyh-sred-v-sovremennom-obrazovanii (дата обращения: 29.10.2018).
  10. Карпов В.А., Ясвин В.А. В поисках выхода из школьных лабиринтов. Развитие школьных образовательных систем: инновационный сетевой проект. М.: МЦ ЭПОС, 2003. 33 с.
  11. Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования / Под ред. B.B. Рубцова. М.: Изд-во Вен-Мер, 1996. 157 с.
  12. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах: пособие для дошкольных педагогов и психологов. М., 2002. 43 с.
  13. Кудрявцева O.В. Методика исследования субъектности ребенка в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2006. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodika-issledovaniya-subektnosti-rebenka-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения: 26.12.2017).
  14. Лактионова Е.Б. Психологическая экспертиза образовательной среды: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. СПб, 2013. 53 с.
  15. Лыкова И.А., Синицина И.А. Поддержка индивидуальности ребенка в вариативной образовательной среде [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования. 2018. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podderzhka-individualnosti-rebenka-v-variativnoy-obrazovatelnoy-srede (дата обращения: 09.11.2020).
  16. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб: Питер, 2007. 352 с.
  17. Психология личности: учебное пособие / Под ред. проф. П.Е. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. М.: Эксмо, 2013. 653 с.
  18. Реморенко И.М., Шиян О.А., Шиян И.Б., Шмис Т.Г., Леван Т.Н., Козьмина Я.Я., Сивак Е.В. Ключевые проблемы реализации ФГОС ДО по итогам исследования с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в ДОО (ECERS-R)»: «Москва-36» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 2. С. 16–31.
  19. Рубцов В.В., Ивошина Т.Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М.: Изд-во МГППУ, 2002. 272 с.
  20. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования // Вторая Российская конференция по экологической психологии: тезисы докладов. М., 2000. С. 172–176.
  21. Смирнова Е.О., Солдатова Ю.С. Особенности проявления инициативы современных дошкольников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 1. С. 12–26. DOI:10.17759/psyedu.2019110102
  22. Смирнова Е.О. Специфика современного дошкольного детства // Национальный психологический журнал. 2019. № 2(34). С. 25–32. DOI:10.11621/npj.2019.0207
  23. Собкин В.С., Лыкова Т.А. К вопросу о психологических особенностях развития личности актера: опыт типологического анализа // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 2. С. 129–146. DOI:10.17759/cpp.2019270209
  24. Соснова И.В. Обусловленность отношения учащихся к школе социальными условиями развития // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 4. С. 69–76.
  25. Тарасов С.В. Образовательная среда: понятие, структура, типология // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2011. № 3. С. 133–138.
  26. Ткаченко Н.Н. Типология образовательных сред в современной педагогической психологии. Саратовский университет. Страховские Чтения. 2018. Выпуск 26. С. 319–324.
  27. Улановская И.М. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 18–24.
  28. Филиппов В.Б. Воспитание и образование математика // Математика в образовании и воспитании / Сост. В.Б. Филиппов. М.: ФАЗИС, 2000. С. 228–245.
  29. Хармс Т., Клиффорд Р.М., Крайер Д. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. М.: Изд-во «Национальное образование», 2016. 136 с.
  30. Шишова Е.О. Взаимосвязь качества образовательной среды и субъектно-личностных характеристик дошкольника // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 10. С. 50–59.
  31. Шиян О.А., Воробьева Е.В. Новые возможности оценки качества образования: шкалы ECERS-R апробированы в России [Электронный ресурс] // СДО. 2015. № 7(59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-vozmozhnosti-otsenki-kachestva-obrazovaniya-shkaly-ecers-r-aprobirovany-v-rossii (дата обращения: 09.02.2019).
  32. Шрейбер Т.В. Роль различных типов образовательных учреждений в формировании индивидуально-психологических особенностей старшеклассников // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2008. № 2. С. 41–55.
  33. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 287 с.
  34. Gabdulchakov V.F., Shishova E.O. Educating Teachers for a Multicultural School Environment. Intercultural Communication: Strategies, Challenges and Research. Monograph. Chapter 1. Nova Science Publishers. Hauppauge, NY, United States, 2017. P. 1–41.
  35. Cassidy D.J., Hestenes L.L., Hegde A., Hestenes S., Mims S. Measurement of quality in preschool child care classrooms: An exploratory and confirmatory factor analysis of the Early Childhood Environment Rating Scale-Revised. Early Childhood Research Quarterly. 2005. P. 345–360.
  36. Harms T., Clifford R.M., Cryer D. Early Childhood Environment Rating Scale (ECERS-R) Revised Edition, 2005.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2021 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика