Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психолого-педагогические исследования
2021. Том 13. № 2. С. 105–122.
doi:10.17759/psyedu.2021130207
ISSN: 2587-6139 (online)

Современный подросток: выражение протеста и отношение к экстремизму

Федотова А.В. ведущий специалист, Центр социологии образования ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» (ФГБНУ «ИУО РАО»), Москва, Россия, alexandrafedotova@rambler.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Анализируются особенности отношения подростков к проявлению гражданской позиции и экстремизму. Исследуется их мнение о допустимых формах выражения протеста, степень знакомства с экстремистскими организациями и отношение к применению экстремистских способов действий. Метод и выборка: статья основана на материалах электронного анкетного опроса, проведенного сотрудниками Центра социологии образования ИУО РАО. С помощью специально разработанной анкеты было опрошено 4873 учащихся 7-11 классов школ из Забайкальского края, Тульской и Смоленской областей. Результаты: Выявлены характерные гендерные и возрастные различия. Мальчики более склонны к активным формам выражения протеста, тогда как девочки сориентированы на обсуждение с близкими или замалчивание. С возрастом увеличивается доля подростков, готовых выражать протест различными легитимными способами. Установлено, что на проявления гражданской активности влияет социальный статус в классе: «лидеры» чаще выбирают активные формы выражения протеста, такие как участие в массовых мероприятиях, обращение в суд, к властям. Показано, что готовность к активному выражению протеста и включенность в деятельность экстремистских организаций связаны с активностью подростка в социальных сетях и склонностью к агрессивному взаимодействию (все отмеченные различия значимы на уровне p≤0,05). Выводы: протестная активность подростков, степень их вовлеченности в экстремистские организации и отношение к их деятельности являются элементами жизненной позиции и во многом обусловлены личностными характеристиками.

Ключевые слова: протест, экстремизм, агрессия, социальные сети, подростковый возраст, социальный статус, гендерная специфика

Рубрика: Психология развития

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2021130207

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1968. 340 с.
  2. Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2013. Том 6. № 30. С. 5. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n30/858-belinskaya30.html (дата обращения: 02.04.2021).
  3. Выготский Л.С. Педология подростка // Собрание сочинений в 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. С. 5–242.
  4. Гурина О.Д., Дозорцева Е.Г. Ксенофобия и молодежный экстремизм: истоки и взаимосвязи [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. № 2. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53445.shtml (дата обращения: 02.04.2021).
  5. Гусейнова Е.А., Ениколопов С.Н. Влияние позиции подростка в буллинге на его агрессивное поведение и самооценку [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 2. С. 246–256. DOI:10.17759/psyedu.2014060221
  6. Дворянчиков Н.В., Ениколопов С.Н., Сокольская М.Д., Фурсова И.А. Ценностные ориентации правых экстремистов // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 5. С. 92–103.
  7. Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Изучение взаимосвязи легитимизации насилия и склонности к агрессивным формам поведения // Психологическая наука и образование. 2008. Том 13. № 1. С. 90–98.
  8. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежный экстремизм: сущность и особенности проявления // Социологические исследования. 2008. № 5. С. 37–47.
  9. Кирсанов А.И., Давыдов Д.Г., Завальский А.В., Скрибцова Н.А. Характеристика экстремизма в молодежной среде и его профилактика в образовательной организации (по результатам экспертного опроса) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Kirsanov_Davydov_Zavalskij_Skrib.phtml (дата обращения: 02.04.2021)
  10. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. Учеб. пос. М.: Просвещение, 1979. 175 с.
  11. Молодежная субкультура – зона потенциальных рисков пропаганды ксенофобии, фанатизма и экстремизма / В.С. Собкин [и др.] // Толерантность как фактор противодействия ксенофобии: управление рисками ксенофобии в обществе риска. М., 2011. С. 299–364.
  12. Собкин В.С., Ваганова М.В. Политические ориентации подростков и проблема толерантности // Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIII. / Под ред. В. С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2003. С. 9–38.
  13. Собкин В.С., Мкртычян А.А. Роль социокультурных факторов в формировании отношения к экстремизму среди школьников Москвы и Риги // Национальный психологический журнал. 2013. № 2. С. 32–40.
  14. Собкин В.С. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО, 1997. 318 с.
  15. Собкин В.С., Федотова А.В. Отношение учащихся школ и студентов вузов к экстремизму // Толерантность в подростковой и молодежной среде. Труды по социологии образования. Т. IX. Вып. XVI. / Под ред. В.С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2004. С. 92–114.
  16. Собкин В.С., Федотова А.В. Подростковая агрессия в социальных сетях: восприятие и личный опыт // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 2. С. 5–18. DOI:10.17759/pse.2019240201.
  17. Собкин В.С., Федотова А.В. Сеть как пространство социализации современного подростка // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 3. С. 119–137. DOI:10.17759/cpp.2019270308
  18. Солдатова Г.У., Илюхина С.Н. Аутодеструктивный онлайн-контент: особенности оценки и реагирования подростков и молодежи // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Том 29. № 1. С. 66–91. DOI:10.17759/cpp.2021290105
  19. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 71–80. DOI:10.17759/sps.2018090308
  20. Федотова А.В. Неформальные молодежные группы в современной подростковой субкультуре // Начальная школа плюс до и после. 2004. № 3. С. 11–16.
  21. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  22. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. М.: Изд. группа «Прогресс», 1996. 344 с.
  23. Sobkin V.S., Fedotova A.V. Teenagers in social networks: patterns of usage and aggressiveness // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2019. № 12(9). С. 1733–1752. DOI:10.17516/1997–1370–0480.
  24. Sobkin V.S., Kalashnikova E.A., Fedotova A.V. Manifestations of aggression in the adolescent environment // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2020. № 13(2). С. 234–245. DOI:10.17516/1997- 1370-0554.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2021 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика