Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психолого-педагогические исследования
2021. Том 13. № 2. С. 123–139.
doi:10.17759/psyedu.2021130208
ISSN: 2587-6139 (online)

Предпочитаемый контент в интернете и социальная тревожность как факторы интернет-зависимости у подростков и студенческой молодежи

Казаринова Е.Ю. аспирант факультета Консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, kitty.41294@mail.ru
Холмогорова А.Б. доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой клинической психологии и психотерапии факультета психологического консультирования, руководитель лаборатории клинической психологии и психотерапии , Московский государственный психолого-педагогический университет, МНИИ психиатрии Росздрава, Москва, Россия, v.krasnova@inbox.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье приведены результаты изучения связи интернет-зависимости с социальной тревожностью и предпочитаемыми видами интернет-контента у подростков и молодежи, обучающихся в школах и вузах. Выборка состояла из 72 учащихся старших классов средней общеобразовательной школы г. Москвы в возрасте от 15 до 17 лет (M=16), из них 36 мальчиков и 36 девочек, а также 72 студентов младших курсов вузов г. Москвы в возрасте от 18 до 20 лет (M=19), из них 36 юношей и 36 девушек. Методический комплекс включал тест интернет-зависимости (К. Янг), оригинальный авторский опросник предпочитаемого интернет-контента, шкалу социального избегания и дистресса (SADS, Watson, Friend, 1969), краткую шкалу страха негативной социальной оценки (BFNE, Leary, 1983). Выявлено, что показатели интернет-зависимости на уровне тенденции выше у подростков по сравнению со студентами. Из трех компонентов социальной тревожности (социальное избегание, социальный дистресс и страх негативной социальной оценки) только показатель страха негативной социальной оценки оказывает значимое положительное влияние на рост показателей интернет-зависимости в объединенной группе респондентов. Значимое влияние на рост показателей интернет-зависимости оказывает также предпочтение контента, связанного с общением и самопрезентацией. Чрезмерная озабоченность оценками других людей, стремление получить их одобрение, уделение особого внимания самопрезентации и общению в социальных сетях способствуют интернет-зависимости (увеличению времени, проводимому в интернете, потере контроля над ним, а также когнитивной поглощенности происходящим в интернете).

Ключевые слова: психическое здоровье, социальная тревожность, страх негативной социальной оценки, интернет

Рубрика: Психология развития

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2021130208

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Войскунский А.Е. Исследование Интернета в психологии // Интернет и российское сообщество / под ред. И. Семенова. М.: Гендальф, 2002. С. 235–250.
  2. Гендерные различия индивидуально-психологических характеристик у подростков с различным уровнем проявлений интернет-зависимого поведения / А.В. Трусова, А.Е. Канашов, А.А. Ангеловский [и др.] // Вопросы наркологии. 2020. № 4(187). С. 45–62. DOI:10.47877/0234-0623_2020_4_45
  3. Герасимова А.А., Холмогорова А.Б. Общая шкала проблемного использования интернета: апробация и валидизация в российской выборке третьей версии опросника // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. № 3. С. 56–79. DOI:10.17759/cpp.2018260304
  4. Заляева А.В. Интернет-аддиктивное поведение учащихся в процессе межличностного взаимодействия // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение): Материалы III международной научно-практической конференции, Москва, 27-28 февраля 2013 г. / под ред. Б.Б. Айсмонтаса, В.Ю. Меновщикова. М.: МГППУ, 2013. С. 295–297.
  5. Интернет-аддикция у молодых взрослых: формы онлайн-активности, половые различия, коморбидные психические и наркологические расстройства / С.В. Гречаный, А.Ю. Егоров, В.А. Солдаткин [и др.] // Вопросы наркологии. 2020. № 4(187). С. 78–102. DOI:10.47877/0234-0623_2020_4_78
  6. Клименкова Е.Н., Холмогорова А.Б. Валидизация методик диагностики социальной тревожности на российской подростковой выборке // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 1. С. 28–39. DOI:10.17759/cpp.2017250103
  7. Кочетков Н.В. Интернет-зависимость и зависимость от компьютерных игр в трудах отечественных психологов // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 1. С. 27–54. DOI:10.17759/sps.2020110103
  8. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: Автореф. дисс. … канд. мед. наук. Новосибирск, 2004. 157 с.
  9. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 200 с.
  10. Павлова Т.С., Холмогорова А.Б. Гендерные факторы социальной тревожности в подростковом возрасте // Психологическая наука и образование. 2014. Том 6. № 1. С. 169–179. DOI:10.17759/psyedu.2014060119
  11. Пережогин Л.О., Шалимов В.Ф., Казаковцев Б.А. Зависимость от персонального компьютера, интернета и мобильных устройств, обеспечивающих удаленный сетевой доступ (клиника, диагностика, лечение). Методические рекомендации // Российский психиатрический журнал. 2018. № 2.
  12. Погожина И.Н., Подольский А.И., Идобаева О.А., Подольская Т.А. Цифровое поведение и особенности мотивационной сферы интернет-пользователей: логико-категориальный анализ // Вопросы образования. 2020. № 3. С. 60–94. DOI:10.17323/1814-9545-2020-3-60-94
  13. Реутов Е.В., Тришина Т.В. Интернет-практики и информационные предпочтения населения // Социологические исследования. 2015. № 4. С. 140–148.
  14. Собкин В.С., Федотова А.В. Сеть как пространство социализации современного подростка // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 3. С. 119–137. DOI:10.17759/cpp.2019270308
  15. Солдатова Г.У., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И., Гостимская О.С. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / под ред. Г.В. Солдатовой. М., 2011. 176 c.
  16. Солдатова Г.У., Илюхина С.Н. Аутодеструктивный онлайн-контент: особенности оценки и реагирования подростков и молодежи // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Т. 29. № 1. С. 66–91. DOI:10.17759/cpp.2021290105
  17. Солдатова Г.У., Нестик Т.А. Отношение к интернету среди интернет-пользователей: технофобы и технофилы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2016. № 1. С. 54–61. DOI:10.18384/2310-7235-2016-1-54-61
  18. Холмогорова А.Б., Авакян Т.В., Клименкова Е.Н., Малюкова Д.А. Общение в интернете и социальная тревожность у подростков из разных социальных групп // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 4. С. 102–129. DOI:10.17759/cpp.2015230407
  19. Шнейдер Л.Б., Сыманюк В.В. Пользователь в информационной среде: цифровая идентичность сегодня // Психологические исследования. 2017. Том 10. № 52.
  20. Avila G.B., Dos Santos E.N., Jansen K., Barros F.C. Internet addiction in students from an educational institution in Southern Brazil: prevalence and associated factors // Trends in Psychiatry and Psychotherapy. 2020. Vol. 42. № 4. P. 302–310. DOI:10.1590/2237-6089-2019-0098
  21. Brodovskaya E.V., Dombrovskaya A.Yu., Nechaev V.D., Sinyakov A.V. National profiles of internet-communication results of cross-national cluster analysis // European Journal of Science and Theology. 2015. Vol. 11. № 3. P. 125–130.
  22. Dalal P.K., Basu D. Twenty years of Internet addiction … Quo Vadis? // Indian Journal Psychiatry. 2016. Vol. 56. № 1. P. 6–11. DOI:10.4103/0019-5545.174354
  23. Griffiths M.D. Does internet and computer “addiction” exist? Some case study evidence // CyberPsychology & Behavior. 2000. Vol. 3. № 2. P. 211–218. DOI:10.1089/109493100316067
  24. Griffiths M.D., Pontes M.H., Szabo A. The impact of Internet-based specific activities on the perceptions of Internet addiction, quality of life, and excessive usage: A crosssectional study // Addictive Behaviors Reports. 2016. Vol. 1. P. 19–25. DOI:10.1016/j.abrep.2015.03.002
  25. Heimberg R.G., Stein M.B., Hiripi E. & Kessler R.C. Trends in the prevalence of social phobia in the United States: A synthetic cohort analysis of changes over four decades // European Psychiatry. 2000. Vol. 15. № 1. P. 29–37. DOI:10.1016/s0924-9338(00)00213-3
  26. Jaiswal A., Manchanda S., Gautam V., Goel A.D., Aneja J., Raghav P.R. Burden of internet addiction, social anxiety and social phobia among University students, India // Journal of Family Medicine and Primary Care. 2020. Vol. 9. № 7. P. 3607–3612. DOI:10.4103/jfmpc.jfmpc_360_20
  27. Khalili-Mahani N., Smyrnova A., Kakinami L. To Each Stress Its Own Screen: A Cross-Sectional Survey of the Patterns of Stress and Various Screen Uses in Relation to Self-Admitted Screen Addiction // Journal of Medical Internet Research. 2019. Vol. 21. № 4. DOI:10.2196/11485
  28. Rosenthal S.R., Cha Y., Clark M.A. The Internet Addiction Test in a young adult U.S. population // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2018. Vol. 21. № 10. P. 661–666. DOI:10.1089/cyber.2018.0143
  29. Soulioti E., Stavropoulos V., Christidi S., Papastefanou Y., Roussos P. The relationship of internet addiction with anxiety and depressive symptomatology // Psychiatriki. 2018. Vol. 29. № 2. P. 160–171. DOI:10.22365/jpsych.2018.292.160
  30. Thorisdottir I.E., Sigurvinsdottir R., Asgeirsdottir B.B., Allegrante J.P., Sigfusdottir I.D. Active and passive social media use and symptoms of anxiety and depressed mood among Icelandic adolescents // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2019. Vol. 22. № 8. P. 535–542. DOI:10.1089/cyber.2019.0079
  31. Vannucci A., Flannery K.M., Ohannessian C.M. Social media use and anxiety in emerging adults // Journal of Affective Disorders. 2017. Vol. 207. P. 163–166. DOI:10.1016/j.jad.2016.08.040
  32. Young K.S. Internet addiction: The emergence of a new clinical disorder // CyberPsychology & Behavior. 1998. Vol. 1. № 3. P. 237–244. DOI:10.1089/cpb.1998.1.25
  33. Yücens B., Üzer A. The relationship between internet addiction, social anxiety, impulsivity, self-esteem, and depression in a sample of Turkish undergraduate medical students // Psychiatry Research. 2018. Vol. 267. P. 313–318. DOI:10.1016/j.psychres.2018.06.033

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2021 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика