Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психолого-педагогические исследования
2021. Том 13. № 2. С. 3–16.
doi:10.17759/psyedu.2021130201
ISSN: 2587-6139 (online)

Электронное портфолио как средство формирования рефлексивного отношения студентов к учебе

Марголис А.А. кандидат психологических наук, ректор, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, amargolis@mail.ru
Сафронова М.А. кандидат психологических наук, декан факультета «Психология образования», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, safronovama@mgppu.ru
Дробязько А.А. кандидат педагогических наук, проректор по профессиональному образованию, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, drobyazkoaa@mgppu.ru
Куравский Л.С. доктор технических наук, заведующий кафедрой прикладной информатики, декан факультета информационных технологий , Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет, Москва, Россия, kuravsky@yahoo.com
Голованова И.А. преподаватель кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, golovanovaia@mgppu.ru
Поминов Д.А. младший научный сотрудник факультета «Информационные технологии», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ),, Москва, Россия, pominovda@mgppu.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Представлены результаты пилотажного исследования формирования рефлексивного отношения студентов к осваиваемой ими программе обучения как к программе подготовки к профессиональной деятельности посредством специально организованной образовательной среды, включающей использование инструмента «Электронное портфолио» и регулярное взаимодействие с куратором-супервизором. Участниками были студенты программ бакалавриата факультета «Психология образования» ФГБОУ ВО МГППУ: «Психология и педагогика начального образования (учитель начальных классов)» (N=21 чел.) – экспериментальная группа и «Психология и педагогика образования (педагог-психолог)» (N=22 чел.) – контрольная группа. Для диагностики был использован авторский опросник исследования рефлексивного отношения к освоению основной профессиональной образовательной программы. Полученные результаты дают возможность говорить о том, что специально организованная работа куратора мини-группы, опосредованная использованием электронного портфолио, фиксирующего освоение компетенций студента, способна обеспечить условия для формирования рефлексивного отношения студента к обучению. Электронное портфолио может выступать в двух качествах: навигатора в образовательной программе и средства организации рефлексии собственных профессиональных возможностей студентов в отношении к требованиям профессиональной деятельности.

Ключевые слова: электронное портфолио, формирование компетенций, рефлексивное отношение к учебе, обучение учителей, практико-ориентированное обучение

Рубрика: Психология образования

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2021130201

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО МГППУ.

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Андрущенко Т.Ю., Аржаных Е.В., Виноградов В.Л., Минюрова С.А., Федекин И.Н., Федоров А.А. Проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 2. С. 1–16. DOI:10.17759/psyedu.2017090201
  2. Болотов В.А., Рубцов В.В., Фрумин И.Д., Марголис А.А., Каспржак А.Г., Сафронова М.А., Калашников С.П. Информационно-аналитические материалы по итогам первого этапа проекта «Модернизация педагогического образования» // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 5. С. 13–28. DOI:10.17759/pse.2015200503
  3. Гуружапов В.А., Марголис А.А. Проектирование модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 3. С. 143–159.
  4. Гуружапов В.А. О повышении практической направленности теоретической подготовки учителей начальных классов в программах бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 2. С. 40–53. DOI:10.17759/pse.2017220204
  5. Забродин Ю.М., Леонова О.И. Условия и порядок применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 1. С. 15–23. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2019/n1/Zabrodin_Leonova.shtml (дата обращения: 18.05.2021).
  6. Марголис А.А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 5. С. 45–64. DOI:10.17759/pse.2015200505
  7. Марголис А.А. Модернизация педагогического образования в Российской Федерации. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. 336 с.
  8. Марголис А.А. Оценка квалификации учителя: обзор и анализ лучших зарубежных практик // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 1. С. 5–30. DOI:10.17759/pse.2019240101
  9. Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 3. С. 41–57.
  10. Марголис А.А., Сафронова М.А., Шишлянникова Л.М., Панфилова А.А. Апробация инструментария оценки сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. C. 77–91. DOI:10.17759/pse.2015200507
  11. Марголис А.А., Сафронова М.А., Панфилова А.С., Шишлянникова Л.М. Итоги независимой оценки сформированности общепрофессиональных компетенций у будущих педагогов // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. С. 64–81. DOI:10.17759/pse.2018230106
  12. Пинская М.А., Пономарева А.А., Косарецкий С.Г. Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в России // Вопросы образования. 2016. № 2. С. 100–124.
  13. Санина С.П. Развитие компетенций учителя начальных классов в процессе решения профессиональных задач [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 4. С. 41–49. DOI:10.17759/psyedu.2016080405
  14. Санина С.П. Роль модульного обучения в развитии профессиональных компетенций студентов прикладного бакалавриата [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 3. С. 56–69. DOI:10.17759/psyedu.2018100306
  15. Санина С.П., Енжевская М.В. Реализация деятельностного подхода в подготовке учителей начальных классов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2015. Том 7. № 3. С. 20–29. DOI:10.17759/psyedu.2015070303
  16. Сафронова М.А., Бысик Н.В. Описание проекта модернизации педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 3. С. 78–86.
  17. Сорокова М.Г., Аржаных Е.В., Игнашев С.Ю. Обучение в цифровой среде университета: сравнительный анализ мнений студентов на разных уровнях образования // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2020): материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 19–21 ноября 2020 г. / Под ред. М.Г. Сороковой, Е.Г. Дозорцевой, А.Ю. Шеманова. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. С. 15–27.
  18. Сорокова М.Г. Цифровая образовательная среда университета: кому более комфортно в ней учиться? // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 2. C. 44–58. DOI:10.17759/pse.2020250204
  19. Сорокова М.Г. Электронный курс как цифровой образовательный ресурс смешанного обучения в условиях высшего образования // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 1. C. 36–50. DOI:10.17759/pse.2020250104
  20. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440302_B_3_20032018.pdf (дата обращения: 12.05.2021).

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2021 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика