Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психолого-педагогические исследования
2021. Том 13. № 3. С. 18–30.
doi:10.17759/psyedu.2021130302
ISSN: 2587-6139 (online)

Компетентностная модель специалиста по медико-психологической работе в области безопасности дорожного движения

Бедина И.А. кандидат медицинских наук, ученый секретарь, ГБУЗ «Московский научно-практический центр наркологии Департамента здравоохранения города Москвы» (ГБУЗ «МНПЦ наркологии ДЗМ»), Москва, Россия, ibedina@mail.ru
Бурцев А.А. кандидат медицинских наук, заведующий филиалом – врач-психиатр-нарколог, ГБУЗ «Московский научно-практический центр наркологии Департамента здравоохранения города Москвы» (ГБУЗ «МНПЦ наркологии ДЗМ»), Москва, Россия, burtsev@mail.ru
Кочетова Т.В. кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления факультета социальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, kochetovatv@gmail.com
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Настоящая статья направлена на освещение проблемы подготовки психологов-практиков для медико-психологической работы по профилактике, превенции аварий и дорожно-транспортных происшествий, а также системы оценки пригодности к управлению транспортным средством в Российской Федерации. Представлен анализ международного опыта разработки образовательных и профессиональных стандартов в рамках модели медико-психологической поддержки безопасной мобильности. Рассматривается содержание деятельности специалистов в области психологии дорожного движения, подчеркивается роль взаимодействия со специалистами в области транспортной медицины и транспортной педагогики. Затронуты вопросы, связанные с проблемой репликации зарубежных моделей подготовки психологов в сфере дорожной безопасности для современных российских условий. Представлены результаты начального этапа разработки компетентностной модели специалистов (на основе ФГОС) по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» магистерской программы «Психология дорожного движения».

Ключевые слова: психология дорожного движения, медико-психологический ассессмент, компетентностная модель в образовании, превенция нетрезвого вождения, профессиональный стандарт

Рубрика: Психология образования

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2021130302

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Богданович Н.В. Компетентностный подход в процессе подготовки специалистов по педагогике [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 4. С. 1–12. DOI:10.17759/psyedu.2014060401
  2. Боровикова Я.В. Модульная система организации обучения лиц третьего возраста [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n1/50245.shtml (дата обращения: 02.07.2021).
  3. Бурцев А.А. Проблемы комплексной превенции управления транспортным средством в состоянии опьянения: организационно-правовые, медицинские и социально-психологические аспекты // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 4. С. 98–107. DOI:10.17759/sps.2018090409
  4. Бурцев А.А. Медико-психологические аспекты профилактики «опасного» вождения и «пьяных» ДТП в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournals.ru/orgpsy2019/issue/Burtsev.shtml/ (дата обращения: 04.07.2021).
  5. Бурцев А.А., Баканов К.С., Бедина И.А. Обзор мирового опыта допуска к управлению транспортными средствами (Германия) // Наркология. 2020. Том 19. № 4. С. 56–67. DOI:10.25557/1682-8313.2020.04.56-67
  6. Бурцев А.А., Баканов К.С., Бедина И.А. Обзор мирового опыта допуска к управлению транспортными средствами (Испания, Хорватия) // Наркология. 2020. Том 19. № 8. С. 56–63. DOI:10.25557/1682-8313.2020.08.56-63
  7. Бурцев А.А., Баканов К.С., Бедина И.А. Обзор мирового опыта допуска к управлению транспортными средствами (Швейцария, США) // Наркология. 2020. Том 19. № 11. С. 91–102. DOI:10.25557/1682-8313.2020.11.91-102
  8. Бурцев А.А., Баканов К.С., Бедина И.А. Обзор мирового опыта допуска к управлению транспортными средствами (Финляндия, Китай, Беларусь) // Наркология. 2020. Том 19. № 12. С. 80–88. DOI:10.25557/1682-8313.2020.12.80-88
  9. Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога: пособие для учителя. СПб.: Просвещение, 2004. 159 с.
  10. Ершов С.В. Компетентностный подход к обучению в автошколах: проблемы, возможности и перспективы [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournals.ru/orgpsy2019/issue/Ershov.shtml/ (дата обращения: 04.07.2021).
  11. Зайцева Е.И. Зарубежные модели эффективности обучения водителей безопасному вождению [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournals.ru/orgpsy2019/issue/Zaitseva.shtml (дата обращения: 04.07.2021).
  12. Клебельсберг Д. Транспортная психология. М.: Транспорт, 1989. 367 с.
  13. Кочетова Т.В. Traffic Psychology в системе подготовки преподавателей автошкол и водителей автотранспортных средств: программа дополнительного профессионального образования // Социальная психология и общество. 2015. Том 6. № 1. С. 93–102.
  14. Макеева С.А., Кочетова Т.В. Междисциплинарная модель поддержки и содействия развития «компетенции мобильности» в Европе [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2017. Том 6. № 1. С. 38–43. DOI:10.17759/jmfp.2017060105
  15. Плотникова М.А. Практико-ориентированные исследования психологии дорожного движения (по материалам зарубежных публикаций) // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 4. С. 108–118. DOI:10.17759/sps.2018090410
  16. Рубцов В.В., Забродин Ю.М. Компетентностный подход как концептуальная основа связи профессионального образования и профессионального труда [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2012. Том 9. № 3. С. 3–13. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2012/n3/Rubtsov_Zabrodin.shtml (дата обращения: 03.07.2021).
  17. Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018–2024 годы [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/31102 (дата обращения: 03.07.2021).
  18. Ульянина О.А. Компетентностный подход в научной парадигме российского образования [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 2. С. 135–147. DOI:10.17759/psyedu.2018100212
  19. Assessment of personal resources for safe driving: the principles of medical psychological assessment in Germany / Brenner-Hartmann Ju.; Wagner Th.; Mubhoff F.; Hoffmann-Born H., Lohr-Schwaab S., Seidl J. Bonn: Kirschbaum Verlag GmbH, 2014. 100 p.
  20. Kollbach B., Franke M., Meier J., Destradis Al. Verkehrsverhaltenslehre für Fahrlehrer I. Hannover: Degener Verlag GmbH, 2018. 147 s.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2021 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика